На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

(с) В.И.Шахнович
ХАРАКТЕР


Игорь Фёдорович Попов… Он никогда не мечтал о профессии педагога. В детстве, глядя по утрам в окно, маленький Игорь мечтал быть дворником.

Он получил семейное воспитание в лучших традициях старой русской педагогики. В лихолетье был наполовину детдомовцем, испытал все трудности военного детства. Ему повезло быть учеником воспитанников Антона Семёновича Макаренко. Фёдор Аверьянович Христофоров, директор их детдома, был человеком приличным. В эвакуации он помер от голода – его воспитанникам нечего было есть. Кто из сегодняшних начальников от педагогики может так защищать детей?

После войны пошёл по стопам старших членов семьи. Курсант мореходки: мечтал быть штурманом дальнего плавания. Его отчислили по болезни, сказали, что не сможет ходить. Учился и работал электриком железных дорог. Семейный доктор посоветовал заняться спортом. Увлёкся пятиборьем настолько, что стал одним из лучших спортсменов Ленинграда, участвовал в первенствах Союза. Но болезнь не ушла совсем.

Он не собирался быть туристом, но случайно попал в ученики к одному из организаторов этого сугубо отечественного вида спорта. Он даже не понял, почему его называют спортом? Всему этому его научило детство: война и эвакуация. Потом был техникум физкультуры и спорта, профессия педагога – как у матери. А ведь в детдомовской эвакуации он мечтал стать полярником – им каждый день давали шоколад.

Женился. В учительской семье денег было мало. «Шабашил» на лесосплаве в Карелии, впрочем, слово такое ещё не было придумано. Много лет подрабатывал инструктором на турбазах Подмосковья. Познакомился со «спартаковцами» и понял, что туризм – это не для заработков, и совсем не «лучший отдых». В ДСО «Спартак» прошёл множество маршрутов высшей категории сложности – с лучшими туристами страны. Десять лет ходил только со взрослыми – уже будучи опытным педагогом со стажем.

Понял, что нужны серьёзные знания, и в 32 года снова сел за парту. Стал учителем географии с высшим образованием. Только к 36 годам осознал, что имеет в руках мощнейший инструмент педагогической работы. Он не собирался быть туристом, но создал своё детское туристское объединение, чтобы в отрыве от благ и комфорта цивилизации показать детям настоящую жизнь.

Он учил их добру и ответственности: не за себя, а в первую очередь – за товарищей. Он не мешал ученикам ошибаться и экспериментировать. Помогал сделать правильный выбор в жизни. Показывал ученикам пример, и сам был честным и открытым перед ними. Позволял шутить над собой и не ругал: наглядно показывал, к чему приводят ошибки.

Он не изобрёл ничего нового. Отказывался считать себя лучшим. Коллеги-педагоги критиковали за неспортивность его туризма. Некоторые ученики обижались на недостаток техничности – и уходили в туризм высших достижений. А сам он и не собирался быть туристом! Одним из важнейших педагогических навыков считал умение создавать воспитывающие ситуации в повседневности. Учился этому искусству всю жизнь, но считал, что так и не выучился. Ему говорили, что он идёт на поводу у детей. Он отшучивался, отвечая, что штурманом всё-таки стал: только не дальнего плавания, а дальних путешествий. Ведь это именно за ним его ученики шли по тундре, тайге и горам, пешком и на лыжах. Карпаты, Кавказ, Урал, Саяны, Алтай, Приморье... Трудно найти место в России, где он не бывал.

Тайно гордился, что целых два человека, его воспитанника, открыто называют его своим Учителем. А ещё один (третий) вслух не говорит, но всегда подразумевает это.

Он понимал каждого, с кем общался. Умел моментально находить общий язык с самыми разными людьми. С помощью всего одного пакетика чая сумел изменить систему финансирования питания школьников в походах. Если у его костра появлялся чужой человек, он сначала предлагал ему горячего чая. И только потом начинал расспрашивать. Когда рядом с его палатками другая группа ставила свои – он отправлял к ним ученика с ведром готового кипятка. Так уставшие путники могли быстрее согреться и отдохнуть. Каждую встречу он запоминал, записывал, старался сохранить приобретённую дружбу. Его легко понимали саамы и коми, тувинцы и алтайцы, буряты и чукчи. В 60 лет «сбежал» на Чукотку, и там стал по-настоящему «своим» для местных. Чукчи даже выбрали его в Совет Старейших – единственного европейца за многие годы.

Каждому он помогал сделать свой выбор. Его ученики стали геологами и врачами, инженерами и учителями… Больше всего он хотел, чтобы сохранялась преемственность. Он воспитал множество педагогов, которые сами стали водить детей в походы. Они тоже не собирались быть туристами.

После Чукотки многие стали называть его патриархом, а он говорил, что стоит на плечах гигантов и перечислял своих великих учителей: Ушинский, Лейцингер, Каптерев, Макаренко, Добкович, любимая Мама – Юлия Васильевна...

Невежество называл самым большим врагом людей. Сам учился все свои годы, и брал в помощь всё самое передовое. Он сомневался и спорил: сам с собой. Не боялся менять себя, и учил этому учеников. Но перемен в стране не принял. Не внешне – сердцем не смог предать тех принципов, которые передала ему Мама и Родина. Так говорил он сам. И искал опору у классиков:

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости»

(А.С. Пушкин)

Есть люди, которые и сегодня критикуют его по разным поводам. А он говорил, что не сделал в своей жизни ничего недостойного. И что ему не за что краснеть. Я верю ему: рядом с ним прошло 40 лет моей жизни. А критики – пусть борются со своим невежеством или непониманием происходящего.

Восточная мудрость гласит: «Человеку в жизни необходимо только три везения – от кого родиться, у кого учиться и на ком жениться. Всего остального он может добиться сам». С Учителем нам в жизни повезло. Он оставил нам самое важное: хотел, чтобы мы продолжали его дело. Костёр его души не погас: он в каждом из нас, его учеников. Все вместе мы храним тепло его сердца.

«Непогасший костёр» – так мы хотели назвать этот сборник. А он помог уловить очень тонкую грань, поправив словами Маяковского, своего любимого поэта: Несгорающий костёр.

Примечание (от автора): в этой «характеристике» использованы многочисленные слова, мысли и прямые цитаты самого Игоря Фёдоровича Попова.

2018 г.

Фото – из личного архива И.Ф.Попова
(1977 год)


Содержание РР-3(73)-2018
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
10.11.2018, 18:11