На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

(с) И.Ф.Попов, В.В.Казанцев
ГОРИЗОНТ – ПЕРСПЕКТИВА, КОТОРАЯ ВСЕГДА ВПЕРЕДИ!
Интервью-беседа о жизни и о деле. Часть 2-я


начало интервью (часть 1-я) опубликовано в журнале «Родина-Ru», № 5/2015 г.

Игорь Фёдорович Попов – педагог с огромным педагогическим опытом (более полстолетия) с детьми круглогодично: на занятиях, на тренировках, на отдыхе, на экскурсиях, в походах и экспедициях... Игорь Фёдорович создал детско-юношеский спортивно-туристский клуб «Горизонт» в 1969 году. С тех пор беспрестанно он вместе с детьми в одном Большом путешествии, которое продолжается полвека. Изначально у клуба был замечательный девиз: «Туризм – наука, Труд – необходимость, Коллектив – сила!» Этот девиз придавал осмысленность туристскому делу, помогал мобилизоваться в трудную минуту, сопутствовал коллективу клуба во всех его многочисленных походах по всей стране.

Со временем, в раздумьях о жизни, о работе, о людях, у И.Ф. Попова родился ещё один неформальный девиз. С этим девизом: «Горизонт – перспектива, которая всегда впереди!» он не расстаётся всю свою жизнь. Продолжал расти клуб «Горизонт» уже под этим девизом.

Представляем читателю нашего журнала вторую, заключительную часть нашего интервью. Квадратными скобками [] выделены фрагменты, добавленные редактором для лучшего понимания смысла текста.

Попов И.Ф.: Владимир Васильевич, я считаю так: если разрешается делать экспедиции, а под экспедицией понимается поход, который можно прерывать транспортом каким-нибудь, или подъезжать на котором, то ограничений по географии путешествия быть не должно. В экспедиции мы с детьми исследовательскую работу ведём.

Казанцев В.В.: Всё верно: группа в экспедиции выполняет определённую общественно-исследовательскую работу.

Попов И.Ф.: Но против этого Ярошенко [57]. Он говорит, что уезжать в «единицу» [58] можно только в пределах от Москвы до Волги, в крайнем случае – до Урала.

Казанцев В.В.: Да, только по Центральной России. Эта идея в Первенстве Москвы традиционно реализуется, то есть «единичку» можно делать только в Центральной России.

Попов И.Ф.: А как же тогда ребята, которые, к примеру, из Красноярска? [Им что, в «единичку» надо за три тысячи километров от дома ехать?] А наши ребята-москвичи? [Почему они] в Красноярске могут делать [только] «двойку» или «тройку»? [58] Это тоже неправильно.

Казанцев В.В.: Сами красноярцы у себя могут и степенной поход делать.

Попов И.Ф.: И второе: ещё Каптерев [59] и Лейцингер [60], сказали, что придёт такое время, когда школьники кругосветные путешествия будут делать, знакомиться с планетой. Это тоже неплохо, понимаешь?

Казанцев В.В.: Конечно.

Попов И.Ф.: [Но есть и другие примеры туризма.] Ты мне, сказал, что Центральный совет борется с [так называемым] «сексуальным» туризмом. Сходненская Академия [61] [тоже с этим псевдотуризмом] борется. [Или вот] Ольга Зобина сейчас едет в Америку, за свои [между прочим] деньги, и вернётся. Она [там] проводит языковую практику с детьми. Тебя не будем в пример брать. Курбатов [62] ездил с ребятами по Европе, официально [оформлял эту поездку как туристский поход. Маршрут у него был] по пути Суворова. И так далее, [примеров ещё множество].

Казанцев В.В.: Курбатов по пути Суворова не ездил, и не ходил. Через перевал Сен-Бернар [он] не ходил, там другая группа детей на велосипедах прошла – из села Поим Пензенской области. Это весьма значимый и показательный поход был. Я хотел об этом уникальном детском велопоходе дать материал в нашем журнале, но пока не случилось... Кое-какие материалы [у меня] есть, но с руководителем пока связаться не удалось...

Попов И.Ф.: Неважно. Это крайность, хотя без крайностей и жизни не бывает... Но раскрывается мир, как говорил Саша Остапец, прежде всего вокруг своего родного дома. Но так, сам понимаешь, не всегда получается. Хорошо, что сейчас есть такие приборчики, которыми может пользоваться даже мой трёхлетний правнук [63].

Казанцев В.В.: Это правнук, а не внук?

Попов И.Ф.: Да, правнук. А другой [правнук скоро] уже в школу пойдёт.

Ольга Зобина, которую прозвали «Фудзияма», преодолевая языковой барьер, была в Японии, в Непале, в Индии и несколько раз в Америке с детьми. Юрка Каменецкий [64], её учитель, в Израиле поход сделал с ребятами. И теперь встаёт вопрос: какой у нас [детско-юношеский] туризм будет – за свой счёт или за государственный? Я раньше [уже рассказывал тебе], что [еще до революции] четыре Лавры добивались и добились, чтобы каждый гимназист Российской Империи обязан был посетить их (Лавры). И принимали там бесплатно этих ребятишек, это ведь большое дело.

Казанцев В.В.: Киево-Печёрская Лавра, Почаевская, Троице-Сергиевская, Александро-Невская. Это [ведь] не только Московский эпицентр?

Попов И.Ф.: Паломничали из Омска, из Иркутска – это вся Россия.

Казанцев В.В.: А кто этого добился?

Попов И.Ф.: Лейцингер из Пятигорска, швейцарец по происхождению. Казалось бы, какое ему дело до российских гимназистов?

Казанцев В.В.: Это паломничество делали за казённый счёт – дорога, питание, проживание?

Попов И.Ф.: Всё за казённый счёт, питались в монастырях. И в настоящее время мы можем прийти туда, нас накормят. Но за это ты должен отработать: посуду помыть или что-то другое, делается всё по уму.

Казанцев В.В.: Да это нормально. Я с детьми прошёл велосипедную «тройку» по Европейскому Северу. Изюминка маршрута – «Государева дорога» (Повенец – Нюхча), от которой практически ничего не осталось. Затем из Североморска мы заехали на Соловки, жили на Соловках. И мы поработали в монастыре основательно, несколько дней. В основном подвалы разбирали и хлам выносили: камни, доски, железо ржавое, мусор бытовой и хозяйственный – уйма мусора... Взамен мы побывали на островах Малом Заяцком и на Анзере. Маршрут сделали, а главное – нам разрешили попутешествовать по Соловецкому острову с полевыми ночлегами... Мы уезжали, и каждый ребёнок получил грамоту монастырскую за трудолюбие.

Попов И.Ф.: И сейчас [надо] осуждать этих товарищей, которые как бы прикрылись этими экспедициями, и не хотят делать категорийные походы, второй или третьей категории сложности. Сейчас категорийные походы делай, сколько хочешь. Сто километров, «единицу», можно сделать за три дня, а то и [за] два. Ярошенко за день делал [с детьми по] пятьдесят километров, да ещё на Приполярном Урале, по болотам. Сейчас разговор идёт о том, чтобы отделять то, что [можно делать и делают] в спортивных залах, от активного туризма. [Примерно так же,] как [в своё время] отделились от альпинизма скалолазание, [а] от туризма – спортивное ориентирование.

Казанцев В.В.: Сейчас [появился] новый вид спорта – фрироуп (свободная верёвка) [65].

Попов И.Ф.: Я считаю, так же как и ты, между прочим, что [и так тоже] можно делать. Но захочет ли администрация брать на свою шею это? А вдруг ребёнок там ногу подвернёт? Или на башку что-то свалится, понимаешь? Зачем чиновнику, администратору, это нужно?

Если бы у меня было только десять учеников, которые стали школьными учителями, и если каждый из них за свои 25 лет работы в школе также воспитает по десять человек [учителей], то получается, они воспитают 5000 человек, понимаешь? [66] Но всё это будет доступно, если захочет наша администрация. А захочет ли она – вот в чём вопрос...

Казанцев В.В.: Так кто сильней, педагог-энтузиаст или чиновник, который не желает [ничего делать]?

Попов И.Ф.: Конечно чиновник, директор школы, завуч. «Без туризма жили, и всё хорошо было. Зачем нам это?» [– вот их логика!]

У директора есть [так называемые] «папки»: пожарная команда, санэпидемстанция, всеобуч обязательно, там ещё что-то такое... Десятки папок [с разными заданиями от начальства]... Попробуй не выполни! А туристской папки не было. Мы эту папку делали в Куйбышевском районе, и не только в Куйбышевском. И давали каждому туристскому организатору школы. Там были правила, как подготовить поход, то есть алгоритм действий. Так же и алгоритм краеведения. Что ты должен сделать? Достать блокнот, открыть его, достать ручку, написать число, где [дело] происходит, и вот [так] дальше, дальше. Я могу только одно сказать, вот эти [классические] формы туризма пускай существуют.

Казанцев В.В.: А вот ваши дети, их трое. Они как-то с туризмом связаны?

Попов И.Ф.: Значит, первый ребёночек, Ленка который. Ей 50 с лишним лет, на пенсии. Она и сейчас работает педагогом в Сокольниках. Вообще она у меня гидролог. Когда она была молодая, то вместе с Ирой Гайлит [67] и другими девчонками, она была чемпионкой вот в этих наших соревнованиях по ориентированию.

Теперь, Алёшка – инструктор горного туризма. Он сначала у меня занимался, а когда учился в техническом училище, занимался в горной школе у Олега Стрельникова [68]. И Олег его сразу назначил инструктором туризма. Я в это время со школьниками в Северной Осетии был. Алёшка в это время «Безенгийскую пилу» [69] проходил.

Танька – младшенькая, ей скоро 40 будет, тоже туризмом занималась, потом закончила колледж ландшафтного дизайна, здесь, на улице Чечулина. Она хороший специалист в своей профессии. Не хочет поступать в институт на биофак. Вот такая ситуация.

Казанцев В.В. Жизнь по всякому складывается...

Попов И.Ф.: А вот ещё проблема: делают «липу» [некоторые] руководители, в поход не пошёл, а написал, что был в походе.

Казанцев В.В.: Какую «липу» руководители делают? Ну, понятно, что нельзя это делать. Они обосновывают как-то?

Попов И.Ф.: Именно, что обосновывают как-то! Члены МКК в любом случае вас поймают, лучше не позорьтесь, лучше честно. Меня заинтриговал вопрос, как «он» [ФИО скрыто редакцией] ходил в лыжный поход по Кольскому полуострову, по Хибинам со школой № 708? По отчётам всё нормально, всё хорошо. Но в это же время отдельно шла школа инструкторов, которую Венера [Казакова?] ведёт, группа «Ветер странствий». Кратко называется «Вестра». И они «его» [ФИО скрыто редакцией] не видели. Одним словом, я хотел бы, если «он» будет выступать 15 марта, [чтобы] кто-то был «ему» оппонентом, спорил с ним.

Казанцев В.В.: К сожалению, это будет у Димы Плоткина [70], не у нас, к сожалению, потому что это в Новокосине и я не успею...

Попов И.Ф.: Вот есть у меня [ученик один, Сергей, очень] парень грамотный, знает более пятнадцати языков [87]. Ведёт с аспирантами занятия по электронике...

Казанцев В.В.: А он ведёт официальный кружок туризма?

Попов И.Ф.: Официально нет, он помогает вторым руководителем, сейчас он ходил вторым руководителем с Васюниным [71]. Возмущается, никак не может втолковать, что безопасность превыше всего.

Казанцев В.В.: Кто возмутился, Васюнин?

Попов И.Ф.: Нет, Сергей ему говорит, мол, сколько можно говорить, что у Вас должен быть план эвакуации на каждый ходовой день, который Вы не сделали! А тому, как с гуся вода. И так поступает человек, который учит, а сам учиться не хочет.

Казанцев В.В.: Это называется аварийные варианты: есть запасные, а есть аварийные.

Попов И.Ф.: Так в этом и проблема. Несоблюдение аварийных правил – это до поры до времени. Случись чего, чиновник тут, как тут. Они только и ждут такого, чтобы запретить походы.

Или вот ещё: вместо того, чтобы брать с собой лёгкие сухари, он даёт детям на каждый день тяжёлые пряники. Но лучше бы кусочек сахара взамен к сухарям был – и полегче, и полезнее [для быстрого восполнения энергии в походе].

У Маслова своя [«заморочка»], Анатолий Григорьевич [72] есть такой.

Казанцев В.В.: Заместитель директора Федерального центра [детско-юношеского туризма и краеведения].

Попов И.Ф.: А что он будет курировать, ты не знаешь?

Казанцев В.В.: Я не в курсе. Новый директор пришёл, Михаил Михайлович, фамилия – Бостанжогло... [73].

Попов И.Ф.: Красивая фамилия!

Ну, так вот понимаешь, выпустил свою программу, «президентскую» программу – Маслов вместе с Константиновым [74], книжечка голубенькая, ребетёночек там [на обложке] красивый сидит...

Казанцев В.В.: Это что за «президентская» программа, по линии Академии?

Попов И.Ф.: По линии денег. Понимаешь, у них свои игры. И там, на каждом шагу слово «гедонизм» – это было такое учение в древней Спарте, когда получаешь наслаждение [75]. Чем больше наслаждения получишь, тем жизнь лучше. Древняя Спарта, видимо, поэтому и развалилась.

[Основная идея у них –] чтобы дети всё время чувствовали наслаждение. Так нужно не наслаждение, чтобы дети чувствовали, а чтобы пот с них [в три ручья шёл]. И после пота они почувствуют себя ох как здорово!...

Казанцев В.В.: Не наслаждение, а удовлетворение от проделанной работы.

Попов И.Ф.: Вот здесь у нас с ним, с Николай Алексеевичем, и вопросы. Ведь Серёжка с ним на Алтай ходил, Серёжка с ним на Кавказ ходил, Серёжка с ним на Кольский полуостров два раза ходил. Это не считая, что я [с ним сам очень много ходил], а он сопротивляется [опыт сложных походов перенимать]. А ему так [видишь ли] удобно, [когда] он один в палатке лежит. [А ведь это очень большой дополнительный вес группового снаряжения!] А то, что ребята, которые уже опытные, в 10–11 классе [уже учатся], лежат [у него в походах] ногами к выходу, а не наоборот – чтобы быстренько выскочить при лавинах, или ещё что-то [других экстренных и опасных ситуациях]. Он не хочет [всё] это видеть. Он хочет [делать только так], как он считает [нужным]. А ведь он «с нуля» пришёл ко мне заниматься.

Казанцев В.В.: Либо не научили, либо человек упрямый, так бывает...

Попов И.Ф.: Упёртый, да.

Казанцев В.В.: Но, тут уже ничего не сделаешь, Бог с ним. Николай Алексеевич – он фотограф, по-моему, хороший?

Попов И.Ф.: Да, но просто хорошим фотографом его назвать нельзя. Хотя он [и] профессиональный фотограф. [У него основная работа такая:] летит в самолёте и параллельно снимает другой самолёт, который разваливается в воздухе – испытательный. Но, когда я даю ему видеокамеру, и когда люди в Пятигорске, потом на Валдае, в Пушкинских местах: люди поют, [а] он упёрся, что только певцов [надо снимать], камеру надо посмотреть...

Казанцев В.В.: Игорь Фёдорович, я не записал тогда, скажи мне, пожалуйста, своё ощущение, как ты понимаешь Родину? Только не так, как принято [писать] в учебниках, в науке, а вот просто своё личное ощущение?

Попов И.Ф.: Главное – это само чувство Родины. Для этого я с ребятами, как правило, перед дальним походом прихожу на Красную площадь, чтобы они знали, что они, москвичи – нормальные люди. Потому, что когда мы встречаем [на маршруте] местных жителей, [те спрашивают:] «Вы из Москвы?» Из Москвы, [отвечаем]. [А они удивляются:] «Не может быть... а почему они [москвичи] в телогрейках, в сапогах с портянками, да ещё и здороваются?» [Стереотипы о москвичах в России такие сложились, понимаешь?]

Казанцев В.В.: Это к [понятию] Родина небольшое отношение имеет. Это потому, что они [твои ученики] воспитаны [нормально].

Попов И.Ф.: Правильно, [а почему они у меня так воспитаны?] Потому что я [сам] воспитан был так, понимаешь? Это тоже относится к [понятию] Родина.

Казанцев В.В.: Я сейчас о другом, что [такое] Родина?

Попов И.Ф.: Родина – это где родился и пригодился... Это и Остапец говорит: «То место, где ты родился». Да, условно это может быть [и так названо]. И поэтому я с ребятами не на самолёте лечу [когда мы в поход отправляемся], а плетусь потихоньку на дальнем удобном поезде, чтобы они поняли, какая у нас большая Родина. Чтобы они её узнали, полюбили.

Поэтому они её будут защищать, как положено. А не так, как её защищали иные народы. Призывали защищать [Родину], а где [она, эта] Родина? Родина – [это] мой аул и всё, а остальное – «по барабану», понимаешь? Поэтому я за то, чтобы ездила Зобина со своими учителями, [чтобы было с чем сравнивать]...

Казанцев В.В.: Казахские бойцы, которых под Москву перебросили [зимой 1941 года], для них Родина – Казахстан, а не подмосковные поля. Но они все честно выполнили свой долг, и полегли под немецкими танками [здесь, в нашем Подмосковье].

Попов И.Ф.: Конечно, потому, что дисциплина была [тогда очень жёсткая]: «Ты солдат, ты обязан», – понимаешь? Мы [во время войны] в эвакуации страдали по Подмосковью, [его] лесам. Потому что там [везде] степи, и [только] редкие берёзовые перелески... Вот мимо нас гнали чеченцев в сорок третьем году, одеты кое-как, детей держали за руки. [Они недалеко от нас в карьере как в лагере содержались]. И туда солдаты ходили. А мы, детдомовцы, туда подходили, смотрели, как и что. Для них это не Родина была.

А моя, понимаешь, сирота, тоже воспитанница детского дома. Ей при распределении [на работу после института] дали [географическую] карту и сказали, выбирай [где работать будешь], кроме Москвы и Ленинграда – туда нельзя. Она ткнула пальцем [наугад], и попала в [город] Грозный. И поехала туда физкультуру преподавать. Она была небольшого росточка, [видимо поэтому только до Грозного дотянуться смогла – он ведь у нас на юге, внизу карты]. У неё размер ноги был тридцать третий.

Казанцев В.В.: Кто она?

Попов И.Ф.: Жена моя.

Казанцев В.В.: В какие годы она там работала?

Попов И.Ф.: 1954–1955 годы.

Казанцев В.В.: А потом вернулась?...

Попов И.Ф.: Ну, конечно, вернулась ко мне. Вернулась к мужу. Вот такие, вот дела, понимаешь. Поэтому, как посмотреть [на] Родину: и Дагестан тебе Родина! Или не Родина? Тут и Москва тебе не Родина, если вокруг тебя сплошь чужие люди. Ребятам говоришь, что это русская земля. Вот и Америка, тоже была русской, а по дури продали, или по неизбежности – Бог весть...

Казанцев В.В.: Ну, а детей, чтобы они ни боялись холодов, будем учить строить иглу? [76]

Попов И.Ф.: Не всегда, потому, что нет [у нас поблизости] такого снега.

Казанцев В.В.: В Подмосковье нет такого снега?

Попов И.Ф.: Должен быть ветровой наст, он тогда крепкий и не очень толстый. Спроси у Лукоянова [77], у меня на перевале Партомчорр целый городок [из иглу] был [построен].

Казанцев В.В.: На Партомчорре строил?

Попов И.Ф.: Да-да, и не одну, а несколько. И соединил их проходами для интереса. Это я спартаковскую школу вёл, и школьники мои ночевали там. Ветра не слышно в иглу, ничто не дёргается и ничто не шумит. Благодать...

Казанцев В.В.: Если вход закрыть, да ещё примус там развести...

Попов И.Ф.: Да не то слово. Тепло!

Казанцев В.В.: Какая температура будет, если закрыть вход?

Попов И.Ф.: Ну, во всяком случае – плюсовая. Если примус, то конечно плюсовая. А если даже десять человек дышат, то тепла выделяется как от печки «голландки». И если на улице даже минус сорок, то здесь – пять, не ниже. Это же большая разница! Ну что, ещё вопросы есть?

Казанцев В.В.: Я посмотрел [твою] пенсионную книжку: [она] выписана 1 апреля 1993 года, и выписывали её там, на Чукотке. И когда ты вышел на пенсию, [учебный] год закончился, и ты уехал. С радостью уезжал или с грустью?

Попов И.Ф.: Ты знаешь, какое-то двойственное чувство было. Во всяком случае, я не брал [с собой на материк] контейнер морской [с барахлом], хотя все брали.

Казанцев В.В.: То есть ты налегке уезжал?

Попов И.Ф.: Что в контейнере все везли? Кирпич, доски, в основном...

Казанцев В.В.: Оттуда?

Попов И.Ф.: Ну, конечно! Вот хапуги!... Туда же едут-то все... Ты, спрашиваешь: «Как жили?» Там хорошо живут! Там живут тепло.

Казанцев В.В.: Ты жил там отдельно? Комната или квартира была?

Попов И.Ф.: Там была отдельная комната. В квартире было три комнаты, [жили в них как в коммуналке] учительница по литературе, завуч и ещё один учитель. Три человека.

Казанцев В.В.: А отопление печное было?

Попов И.Ф.: Нет, водяное отопление.

Казанцев В.В.: Как посёлок назывался?

Попов И.Ф.: «Уэлен». На любой карте он есть.

Казанцев В.В.: На побережье Тихого океана?

Попов И.Ф.: На побережье Тихого и Ледовитого.

Казанцев В.В.: То есть это самый край? Берингов пролив, по сути?

Попов И.Ф.: Так это и есть, Берингов пролив. Я и детям там говорю: «Мы же с вами живём в самом интересном месте планеты Земля. Потому что у нас самое первое солнышко восходит!»

Казанцев В.В.: А обучение на русском там шло?

Попов И.Ф.: Да, только на русском. Ну, английский [тоже] преподавали, чукотский.

Казанцев В.В.: У них свой чукотский [язык] есть? Они владеют им?

Попов И.Ф.: Они не хотят!

Казанцев В.В.: А в семье они разговаривают на чукотском?

Попов И.Ф.: Нет, проще на русском. Вообще-то я им всё время говорил, что нужно свой язык знать, ребята. Вот ребята ушли от училки [с урока родного языка] и ко мне пришли. [Я им и говорю:] «Вот это вы плохо делаете...»

Казанцев В.В.: Что, прямо с урока?

Попов И.Ф.: Да, конечно. Она довольна – нет детей. Они там на «ты» всех называют. Пришли: «Мы у тебя хотим». Я спрашиваю:
–Ты что в прошлый раз рисовал?
–Я моржа рисовал.
–Сейчас Умку будешь рисовать.

Казанцев В.В.:А вы с той учительницей [разве] один предмет вели?

Попов И.Ф.: Да нет, я географию вёл.

Казанцев В.В.: Но ведь там же расписание должно быть. Как [же] они ушли?

Попов И.Ф.: Да взяли и ушли, и всё.

Казанцев В.В.: А у тебя не было урока?

Попов И.Ф.: У меня был урок в 9-м классе. Открываются двери, и ещё дети идут:
–А мы к тебе идём! – говорят дети.
– А что она, «заквасила»?
–Нет, она там сидит, ну и пусть сидит...

А у меня вода была. Они кисточки промыли и за дело взялись...

Казанцев В.В.: А у них что, рисование было?

Попов И.Ф.: Школа-интернат художественного воспитания, понимаешь? Поэтому преподавать приходилось предметы художественного цикла. Пришли девочки ко мне на переменке, прибежали.
–У вас что было?
–У нас сейчас предмет, а мы делали композицию. Предмет композиции.
– А что вы делали?
–А композицию мы на х... делали.
–Девочки, так нельзя говорить! – А это им кость моржа принесут, понимаешь?
–Учитель, ты ничего не понимаешь, у меня бабушка Заслуженный художник Российской Федерации, она знает, как говорить. Сегодня делали композицию на х..., а завтра х... будем резать. (см. фото на стр.80).

Тебе [наверное] представляется «колбаса-сервелат», как его режут... Ан нет, ни хрена – будет резьба по кости. А композиция – это рисунок был нанесён, понимаешь, карандашом – или зелёным, или красным.

Казанцев В.В.: Там кость в основе?

Попов И.Ф.: Да, но кость большая, хорошая. Вот потому, что сам клык моржовый, он ценится очень. В воскресенье «американы» прилетят на вертолёте. Продажа будет идти.

Казанцев В.В.: «Американы» летали там с Аляски через Берингов пролив?

Попов И.Ф.: Да, там всего полчаса лёта.

Казанцев В.В.: Пограничники там летают, проверяют?

Попов И.Ф.: А как же! У нас [в Уэлене] застава своя. Пришёл начальник заставы и говорит: «Игорь, ты скажи им, проволоку зачем зубами перекусывают?»

Казанцев В.В.: Какую проволоку? Кто перекусывает?

Попов И.Ф.: Колючую проволоку перекусывают девочки. Продолжительность жизни – тридцать семь лет у чукчей и эскимосов.

Казанцев В.В.: Почему такая низкая?

Попов И.Ф.: Вот именно, низкая, а потому, что там деревьев нет, кустарников нет, там травы нет, там только мох и камни.

Казанцев В.В.: Оттого, что фруктов и овощей нет, а что они едят?

Попов И.Ф.: В основном мясо, носят современную одёжку, от которой у них сопли, понимаешь, до колен зелёные, и из ушей течёт. Это вместо того, чтобы надеть некрасивую меховую одежду, в которой ты будешь себя комфортно чувствовать, не замёрзнешь, и ничего тебе [плохого в ней] не будет. Ушёл охотник в тундру, его нет день, два, три. Его никто не ищет потому, что они не будут иглу делать. Он же с собачками пошёл [зачем ему иглу? Если холодно будет – он между собачками спать ложится]... А если его совсем нет, то, значит, ушёл к «верхним людям», понимаешь?

Казанцев В.В.: Там спокойно это воспринимают?

Попов И.Ф.: Да, спокойно, ушёл к «верхним людям», и там его не найдёшь, потому, что белый медведь его сожрёт. Ему тоже кушать хочется – Умка называется.

Казанцев В.В.: И собаки пропадают?

Попов И.Ф.: Конечно, собаки не возвращаются. Очень страшно, если они не в упряжке, дикие, но они не голодные.

Казанцев В.В.: Собаки там «лайки» или «хаски»?

Попов И.Ф.: Лайки в основном, «хаски» мало, все с голубыми глазами. «Американы» предпочитают брать наших «лаек», ну, во-первых, кровь, говорят.

Казанцев В.В.: А чем «лайки» лучше «хасок»?

Попов И.Ф.: Я не специалист, я не знаю. Не буду тебе говорить, хотя я...

Казанцев В.В.: У Шпаро в Карелии «хаски».

Попов И.Ф.: Это его дело, кто чего хочет в зависимости от... Ну, я не знаю.

Казанцев В.В.: Ясно.

Попов И.Ф.: Прилетают на лёгких самолётиках, понимаешь, на бензинчике которые...

Казанцев В.В.: Тоже из Америки?

Попов И.Ф.: Нет, наши. Японцы на воздушном шаре [были], но ждали ветра, который бы унёс их в Япономать... Не скучно было, понимаешь? Авдеева Вера Петровна [78]...

Казанцев В.В.: Она с «Метелицей» [79] там шла, да?

Попов И.Ф.: С «Метелицей» шла.

Казанцев В.В.: Вы встречались? Она с «Метелицей» дошла прямо до Берингова пролива?

Попов И.Ф.: Конечно, до Берингова пролива дошла, дальше она не пошла.

Казанцев В.В.: А девчонки, они дальше пошли?

Попов И.Ф.: Тоже не пошли. Не все пошли. Пошла японка одна, я ей лыжи сбивал, понимаешь. Пошла американка.

Казанцев В.В.: Мне Вера рассказывала эту историю, что-то там случилось, но я не помню.

Попов И.Ф.: Туда начальница их поехала, через пролив для свадьбы своей дочери с американцем, понимаешь. И вот они приехали к нам в Уэлен.

Казанцев В.В.: Ну, они наверно не приехали, а пришли на лыжах?

Попов И.Ф.: У них был бронетранспортёр, у них были собачьи упряжки, и даже оленья была упряжка. И у них был вертолёт ещё впридачу.

Казанцев В.В.: И всё это они использовали?

Попов И.Ф.: Нет. Начальница их сказала: «Если вам будет некомфортно, вы только скажите. Мы изменим график движения, и т.п. и т.д.» Но ничего она не изменяла, гнала их. Поэтому, когда они доехали до этого самого, до Уэлена дошли, то получилось так. Как раз 8 марта они встречали у меня в комнате: все [были], и американка и японка.

Казанцев В.В.: В каком году это было?

Попов И.Ф.: В 1992 или в 1993, я уж не помню. А в 1994, уже в Москве, я пришёл к Саше Остапцу [80] работать.

Казанцев В.В.: Ну что же там произошло, почему дальше [Уэлена] Вера [Авдеева] не пошла [с «Метелицей»]?

Попов И.Ф.: Ну, Вера должна была им написать книгу об истории этой «Метелицы». И Вере пообещали автомобиль купить, подарить. Но там получилась такая фигня. Слишком заматерела вот эта начальница, которая не воспринимала то, что надо было воспринимать. Но там были хорошие люди. Ну, вот этот, написал хорошую книжку по безопасности. Как же его? Ну, в общем, учёный [81]. Ну, а та, тоже как раз готовила космонавтов, полковник, женщина. Вот. Ну, в общем, конфликт произошёл [у них в группе], и они решили не ходить [через пролив]. Потому что они задержались очень сильно, кстати сказать. Они стали лыжи ломать, которые [раньше нормально] прошли и Антарктиду, и [другие их сложные походы]. Они думали так...

Казанцев В.В.: Они на «Бескидах» [82] ходили?

Попов И.Ф.: Нет, на французских [лыжах]. А по Антарктиде как они шли? Шёл [санный] поезд – тракторы с вагончиками, «Харьковчанки». Когда они («Метелица») замерзали, то туда – греться. Тоже едут. Отогрелись, взяли видеокамеру... Ну, вот и всё, понимаешь...

Казанцев В.В.: А Вера там участвовала?

Попов И.Ф.: Нет, Вера участвовала в Гренландии, по-моему.

Казанцев В.В.: Ну и что, вот они конфликтнули, разошлись, и вся эта история кончилась?

Попов И.Ф.: Да, и кончилась. Сели на вертолёт и улетели.

Казанцев В.В.: И после этого они уже не ходили [в походы вместе]?

Попов И.Ф.: Нет, они ещё куда-то ходили. Но уже всё, понимаешь? Это закат [спортивной карьеры этой группы] был. Потому что, надо быть человеком [в первую очередь]. Даже ребята, школьники [чукотские], и те почувствовали нехорошее отношение к ним. Что вот они, [якобы,] дикари, им апельсинов, мандаринов привезли, понимаешь. А ребятам [в Уэлене] и яблоки, и апельсины, и мандарины – всё время были, понимаешь? На столе были и бананы, понимаешь – избалованы, кстати сказать. Кстати сказать, ничего [сами] не умеют делать [в плане самообслуживания], потому что в интернатах учатся. Так что только пьют...

Казанцев В.В.: А когда в домах живут, они там к хозяйству привлекаются, более приспособлены?

Попов И.Ф.: Конечно.

Казанцев В.В.: Ну они там все в домах живут?

Попов И.Ф.: Все живут в домах. А в домах, понимаешь, дует. В яранге, там хорошо было, там не дует.

Казанцев В.В.: А в чумах они не живут?

Попов И.Ф.: В ярангах [чукчи традиционно всегда жили]. А [сейчас] яранг нету уже.

Казанцев В.В.: А летом они скотоводством занимаются?

Попов И.Ф.: Нет, [в Уэлене –] это [так называемые] «береговые» [чукчи живут]. Есть «береговые» [чукчи], а есть – «оленние». Вот скотоводством занимаются оленние. У нас не было скота в посёлке. А олени в другом посёлке [были], там три–пять тысяч голов. [Чукчи], они [вообще-то] безразличные [ко всему]. У нас тоже там было, [«приключения» всякие]. Звонит мне, [например,] телефон среди ночи. Я быстренько хватаю [трубку], чтобы не разбудить завуча [в соседней комнате]... Я шепчу: «Алё, алё...» Женский голос: «Деда, мы, однако с тундры приехали». Я говорю: «Ну и что из этого вытекает?» На том конце: «Деда, там ничего не вытекает, там очень шибко холодно». Спрашиваю: «А я-то причём здесь?» В ответ: «Ну как, ты же деда умный человек, ты же знаешь где можно достать [водки]?». Я говорю: «Но есть же умнее меня!» Уточняют: «Это кто?» Я констатирую: «Ну, директор школы...» На том конце после небольшой паузы: «Он муд..., япона мать!!!»

Казанцев В.В.: А кто это звонил-то?

Попов И.Ф.: Женщина. Она пастух.

Казанцев В.В.: А почему тебе-то она звонила?

Попов И.Ф.: А потому, что у меня [в комнате] свет всё время горит. Я так [специально] сделал, [потому что небольшой «огород» на подоконнике развёл]. И огурцы у меня растут. Я говорю: «Ты знаешь, сейчас три часа ночи». «А что же ты делаешь, деда?» Я говорю: «Для твоей внучки сделал вот, задачки готовлю... Завтра буду спрашивать». «Ой, спасибо, что ты сделал, что ты приехал к нам. Мы тебя все любим. Но нет у тебя [из спиртного] ничего?» «Ну, вот есть у меня одеколона немножко». «Ну, я у тебя брала [уже], там немножко осталось, меньше чем на глоток». Ну, говорю: «Ко дню Красной Армии будут давать, к 8-му марта [тоже]».

Казанцев В.В.: А что с водкой [там] проблемы были? Свободно в магазине не лежала?

Попов И.Ф.: Нет. Им только раз в месяц бутылка полагалась.

Казанцев В.В.: На каждого?

Попов И.Ф.: На каждого.

Казанцев В.В.: По талонам что ли?

Попов И.Ф.: Нет, по деньгам, по списку. А денег нету. Деньги все на сберкассу переводят. По списку тебе там четыре банки капусты положено морской. Я пока иду туда [в магазин этот], я этой морской капусты [прямо на берегу океана] наберу, сколько хочешь. А тут [всего] четыре банки норма. 400 грамм конфет на месяц дают, понимаешь. Ну, я брал горошек, потому что хорошим детям, кто отвечает, я давал зелёный [горошек в качестве поощрения].

Казанцев В.В.: Но это ещё до революции было, до 1991-го года? Когда на прилавках пусто было?

Попов И.Ф.: Нет, просто всегда там так было. Потому что [«северный»] завоз идёт один раз [в год]. Иногда бывает, что ледокол не пробился. Он же пошёл от Хабаровска, или от Владивостока, или от Находки. Он прежде в Магадан, потом в Петропавловск-Камчатский, потом он в Певек зайдёт, потом ещё куда-то, пока к нам дойдёт. А у нас там уже льды мощные. Всё [и нет завоза на следующий год].

Казанцев В.В.: А о [своих] родителях ты мне не рассказал.

Попов И.Ф.: Значит, родители... Мама в большой семье родилась. У деда, Василия Григорьевича, было 13 детей. Род [наш] – с губернского города. Хоть Лермонтов и сказал: «Тамбов на карте генеральной / Кружком означен не всегда...» В центре был огород, сад и двухэтажный дом. Значит, Катерину, старшую, в гимназии держали (учили). Дед был мастер большой, специалист по всем механизмам.

Казанцев В.В.: А мать, каким ребёнком по счёту была?

Попов И.Ф.: Значит, потом Катя была, потом моя [мама] Юля – её уже дед не мог держать в гимназии. Потом была Зоя, потом два мальчишки, а потом опять девки пошли.

Казанцев В.В.: В каком году она родилась?

Попов И.Ф.: В 1902-м. Поэтому к моменту революции она была вот только-только... И в связи с тем, что там [в тех краях] голодающие были, в Поволжье мёрли люди, американская помощь была – так называемая «АРА». Помощь американских рабочих. И её за то, что она активистка, помогала разносить эту жрачку что ли, я не знаю, направили на учёбу. На учёбу её направили в сельскохозяйственную Академию в Москву. Где второй МГУ [83], куда я завтра еду, на Пироговскую. А парню дали направление в педагогический.

Казанцев В.В.: Какому парню?

Попов И.Ф.: А видимо это был отец мой, [будущий]. Понимаешь? И они обменялись. Можно было обменяться. Поэтому мать поехала туда, а сельскохозяйственный факультет окончил мой отец. Ну, в общем, факультет механизации и электрификации сельского хозяйства.

Казанцев В.В.: Отец откуда был родом?

Попов И.Ф.: Отец из станицы Цимлянская, донской казак. И где-то, когда было восстание, он крестьян поддержал. Ну, неправильно это было. И вот не то он был расстрелян... Ну, мамы тоже это коснулось, понимаешь?

Казанцев В.В.: А отца ты даже не знаешь? И в каком году это было?

Попов И.Ф.: В 1931-м или в 1932-м. Не знаю. А мама в педагогическом [училась], дошкольное отделение. А хотела она на русский язык и литературу, вообще-то. Одним словом, она вскоре стала работать в Наркомпросе, в этом Союзе. И где то с Надеждой Константиновной [Крупской] схлёстывались они. И ещё не закончив Второй МГУ – Ленинский институт, она была послана на Урал, в район Свердловска, в Садкинский район на подъём, как это Остапец говорил, «площадки». И где-то там, или когда приехала, она познакомилась с мужиком [одним]. Он ректор тюменского пединститута был. Ну, от него мой младший брат Алексей [родился].

Его фамилия Зуев Фёдор Ильич. Поэтому мне отчество дали Фёдорович. А тот-то, [настоящий мой отец], был Карпов Александр Иванович. Я знаю, что работала мама в Кратове.

Казанцев В.В.: И жил ты с мамой до какого возраста?

Попов И.Ф.: Ну, до войны. А потом получилась такая фигня. Она работала в школе деревенской, Горецкой неполной средней школе – семилетке, а рядом было имение, усадьба Рукавишникова. Ну, там [работали] люди, которые помогали учёным: Жуковскому и так далее. И вот в рукавишниковской больнице я и родился, понимаешь. А в рукавишниковском туберкулёзном санатории, там детский дом после войны был.

Казанцев В.В.: Так почему ты в детском доме жил, а не с мамой?

Попов И.Ф.: Потому что получилось так, что [в эвакуацию] уезжал детский дом с мамой. Уезжал в две очереди. Когда война началась, уезжали прежде малыши. Лёшке тогда было лет пять, и они уехали [раньше], а я остался под присмотром [других воспитателей].

Казанцев В.В.: Сколько тебе тогда [лет] было?

Попов И.Ф.: Ну, девять лет.

Казанцев В.В.: Переехали вы в Казахстан?

Попов И.Ф.: Нет. Прежде приехали на Средний Урал.

Казанцев В.В.: Ну там-то вы с мамой встретились?

Попов И.Ф.: А мамку, как говорит Юлия Васильевна, отправили дальше...

Попов И.Ф.: Вот стихи обо мне.

Восьмого марта 1993 года участница Полярного перехода «Евразия – Америка» через подвижные льды Берингова пролива лыжной экспедиции команды «Метелица»

Вера Петровна Авдеева: [78]

Дружба с Игорем Фёдоровичем Поповым
от Чукотки до Кавказа не подвела меня ни разу!

В поход отвести он любого готов:
Детишек, географов, группу из вдов,
Больших, и не очень, любителей леса
Он водит. И сразу фиксирует пресса,
Как мощно и здорово сдвинул засов
В сознании масс этот Игорь Попов.

И всех, кого вёл, он приблизил к науке,
К науке прожить без болезней и скуки.
Да здравствует дело его и он сам –
Водящий людей по дремучим лесам!

На фото, что снято лет сорок назад,
Глаза у Попова всё так же горят.
А рядом и я – пионерка ещё,
И правит страною Никита Хрущёв.

С тех пор пронеслись очень разные годы,
Но всё ж, невзирая на вой непогоды,
Тем более - под расслабляющий штиль,
Обоих ещё нас не сдали в утиль.

Я радуюсь каждой нечаянной встрече.
И радуюсь, если я встречу намечу.
И жду воскресенья – от кромки лесов
В маршрут через чащу уходит Попов.

Вот счастье! Да кто ж за такое осудит?
Да, есть на Земле интересные люди,
Которые знают, куда нам идти.
Пусть звёзды им будут подмогой в пути!

1993 г.

Я свой 70-летний юбилей встретил на Байкало-Амурской магистрали. Возвращались мы из похода. Поэтому пишу: «По окончании каникул в ноябре 2002 года в помещении МосгорСЮТура, я бы сказал – торжественно и пышно, отметили мой 70-летний юбилей. Спасибо всем вам, мои дорогие друзья».

25 августа 2002 года мой день рожденья на БАМе был солнечным. Голубые рельсы несли наш длинный поезд, извивающийся вокруг сопок, по мосту через величайшую сибирскую реку Лену. Ощущение торжественной музыки испытали все участники похода под звуки органа, которые извлекли колеса из огромного железнодорожного моста. Таким я запомнил свой день рождения в пути, возвращаясь из похода третьей категории сложности домой в Москву. А принародно большинство моих друзей могло собраться только в осенние каникулы. Вручили дипломы, грамоты, денежную премию в 5000 руб. из которых на развитие МКК сразу же пожертвовал тысячу рублей. Назвали «Заслуженным путешественником России», от Федерации значок пристегнули, который очень скоро отстегнулся и потерялся в пыли планеты Земля. А Наташа Комарова (Мочарная Наталья Алексеевна) умудрилась успеть здесь, в зале, написать на трёх страницах не своим врачебным, а красивым почерком, это сердечное письмо, в котором может быть нечаянно, но отразила саму сущность моей работы в туризме. За что спасибо вам, выросшие дети.

Значит, что она пишет:

«Дорогому путешественнику и воспитателю. Поздравляем Вас с присвоением звания «Заслуженный путешественник России». Так, как оно наиболее соответствует делу Вашей жизни.

Кто такой путешественник? Путешественник – это тот, кто ходит по маршруту, даже если он проложен не по дорогам и тропам, а просто по азимуту. Маршрут надо проложить, пройти, отметить на карте, описать в отчёте. Бывают варианты и их много: первопрохождения, различные категории, виды препятствий, которые преодолеваются в горах. В горах – вершины, на реках – пороги, на равнинах – расстояния. «Холод, дождь, мошкара, жара – не такой уж пустяк».

Путешествия – это образ жизни, это мировоззрение, это состояние души человека с рюкзаком. Путешественник – это идущий по пути, по жизненному пути. Путешествием так же является и твоя жизнь. И она в конечном итоге будет такой, какие маршруты ты выбирал, что ты берёшь с собой, и как ты их проходишь. Путешествие – это сумма всех твоих маршрутов в течение жизни. Сойти с маршрута можно лишь в крайнем случае. Только если ты явно пошёл не туда.

Путешествие может быть длительным и сложным, а может быть коротким по времени и небольшим по расстоянию. Путешествием может стать прогулка в саду или парке. В путешествие мы можем отправиться сидя у реки, уплывая мыслями вслед за бурлящей водой, торопящейся к океану. Или сидя у костра, и улетая вслед за искрами к небу, и путешествуя уже по звёздному Млечному пути. Человек путешествует во сне. Но просыпаясь, он часто не может вспомнить, за каким опытом отправлялась его душа во сне. И заканчиваем мы наше путешествие после жизни. Существуют миры, в которые мы отправляемся после земной жизни.

Как же мы можем отличить, когда путешествуем, а когда нет? Оказывается, в путешествии всегда происходит открытие. В путешествии человек изменяется, он делает попытку преодолеть своё ограничение и свои недостатки, которые ему мешают идти по жизни вперёд. А продвигаясь по пути вперёд, человек открывает новые грани для себя, учится у природы, становится её другом. Наша группа называется «Горизонт», это очень хорошее название для путешественников. Ты стремишься к горизонту, а он, как только приблизишься, опять отодвигается. Это возникает, и когда решаешь в жизни какие-то задачи. Казалось бы, цель близка, а потом возникают новые проблемы. И твоя цель опять недостижимо далека. Так же и с поиском истины. И с далёких времён нас успокаивают мудрецы, которые говорили: «Путь к истине и является истиной». А ещё они говорили: «Ты бы не искал меня, если бы уже не нашёл».

Новые открытия, новое понимание себя и окружающих, никогда не даются без усилий, без труда, не преподносятся на блюдечке. Надо преодолеть себя, пройти тернистый путь. «Через тернии – к звёздам!» – учили Вы нас... Мы вечером, уставшие, но довольные, собирались у костра и пели:

Вслед за песней позовут ребята,
В неизвестные ещё края,
И тогда, над крыльями заката
Вспыхнет яркой звёздочкой мечта моя...

Вот тогда у нас и родилась мечта о настоящей дружбе и любви. И ещё удивительно, что многие из нас так и несут в сердце эту мечту. Несмотря на наши и Ваши седины, и шрамы от испытаний на тернистом жизненном пути.

Получается, кроме того, что Вы сами шли, Вы и нас, совсем детей, брали в серьёзные путешествия. «Учитель воспитывает ребёнка своей личностью» – написали Вы в каком-то из официальных писем кабинетным чиновникам, воспитывающих из своего уютного кресла. Как вы мне напомнили слова великого педагога, которого вынуждена была признать официальная педагогика из-за его отеческой жизни – Януша Корчака [84]. «Мы не даём вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе, не даём Родины, ибо вы должны её обрести трудом своего сердца и ума, не даём любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд и каждый его должен взять на себя. Мы даём вам одно – даём стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет. Жить по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведёт вас к Богу, Родине и любви».

Игорь Фёдорович, спасибо Вам, что Вы взяли нас в поход, поверили в нас, совсем этому недостойных, научили нас путешествовать, дав нам напутствие, с которым мы идём каждый по своему жизненному пути. «Дружба и братство – дороже богатства» записали мы в своих дневниках в «Крупинках туристской мудрости». Благодаря этой простой истине, которую каждый из нас, как может, бережёт в своём сердце, мы не только легче справляемся с жизненными проблемами но и помогаем другим людям, идущим с нами рядом».

Комарова Наташа – воспитанница группы «Горизонт» с 1969 года. Врач, мать двоих детей-туристов – тоже воспитанников «Горизонта». 70-летие И.Ф. Попова 25 августа 2002 года.
Вручено юбиляру 16 ноября 2002 года в МосГорСЮТуре [85]

И ещё мне был посвящён стих, прочитанный уже на 75-летие:

Ученики группы «Горизонт» к 75-летию И.Ф.Попова

Вы рождены под знаком Девы,
С её мятущейся душой,
Любви чудесные напевы
В дорогу звали за собой.
Кавказ, Саяны, Апатиты
И милый каждому Байкал –
Всё было Вашим аппетитом,
И стал «Поповым» перевал. [86]
Мужчина с возрастом приятен,
Ваш возраст – славное вино:
Букет с годами ароматней,
И всё почти что решено.
Почти... мы ставим многоточье,
Вас манит новая звезда –
За горизонт, И снятся ночью
Земля другая и вода.
Чукотка в прошлом, тут же Кольский
А Вы, прищурив хитрый глаз,
Вдруг позовёте: «Друг, Дзвонковский
Айда, к Венере иль на Марс!»

Это мне было в Сокольниках зачитано 25 ноября 2007 года.

Казанцев В.В.: Умница Ваша Наташа Комарова. Завтра вечером заеду к тебе после МКК.

Попов И.Ф.: Хорошо, если этот текст отпечатается... Вот в чём фигня: почему завтра МКК, завтра [ведь] только вторник? [88]

Казанцев В.В.: Завтра вторник, точно! Завтра – вторник.

Попов И.Ф.: Я же не знаю, как ты планируешь, на сколько страниц [номер журнала делать]. Понимаешь, я считаю, старые фотографии без толку [публиковать], так как в типографском варианте они блёкнут. Знаешь, мой юный друг, будем прямо говорить, я всё, что мог, тебе рассказал, а более – поспрошал бы ты у людей. С другой стороны, чего Веру Петровну спрашивать – она всё написала в своих стихах.

Казанцев В.В.: Игорь Фёдорович, ты обещал людей перечислить и телефоны дать, тех, кто может что-то [о тебе] рассказать. Я не успел записать, как там...

Попов И.Ф.: Сейчас, найду... Володя, не в этом дело, я записал [тебе в список для дальнейшего сбора материалов в журнал] Авдееву Веру Петровну [78], Бондаренко Светлану [89], Сергея Дзвонковского [87], Вадима Шахновича [90], Шенкман Донару Аркадьевну [91], Харина Павла Вячеславовича [92], который в МосгорСЮТуре [85] работает.

Казанцев В.В.: Павла Харина я знаю по работе, но я не знал, что он твой ученик.

Попов И.Ф.: Вот знай, талантливый учитель химии, [но] получилось так, что он по воле судьбы работает у Слесаревой [93].

Казанцев В.В.: Игорь Фёдорович ещё вопрос, в тех бумагах, которые я получил от тебя, там есть статья с оборванными страницами. Третьей страницы нет, а называется она «Подари себя людям». Кто это писал?

Попов И.Ф.: Я не помню. По-моему её написал «гастролёр», который у нас работал недолго в «Родине» у Остапца, который вроде бы был [напечатан] и в журнале «Турист». Он плохо написал, не то он написал. Он хрень написал. Это было тогда, когда я только пришёл [работать] в «Родину». Остапец даже забыл, что я вместе с ним работал в МОПИ [94], понимаешь... А вообще Саша Остапец был очень доверчивым, потому как был открытым для всех человеком.

Казанцев В.В.: Бондаренко, Харин кто ещё?

Попов И.Ф.: Мне сегодня звонил Игорь Некрасов [95], [надо] спросить его о велосипеде, [о] его подруге. Позвонил ... решил ли Казанцев подбросить вариант письма, стихи, которые приходили к юбилею.

Казанцев В.В.: Да, да, да. Мне очень это пригодится.

Попов И.Ф.: Я и пишу, пусть перестанет меня мучить, пусть всё спросит у детей и людей разных поколений: Шенкман Донару Аркадьевну, её телефон 8(432)-ХХХ-ХХ-ХХ домашний, работает в Центральном округе, 1928 года рождения. Она всё знает, и обо мне всё знает, одним словом. Вот так вот. Авдеева Вера Петровна обо мне много знает и многое тебе порассказать может – телефон её тебе нужен?

Казанцев В.В.: Вроде бы у меня есть, но мы уже давно не общались; было время – вместе в Хибины на лыжах ходили...

Попов И.Ф.: Запиши Петровны телефоны:
домашний: 8(499)ХХХ-ХХ-ХХ,
мобильный: 8(903)ХХХ-ХХ-ХХ
Харин Пашка: 8(903)ХХХ-ХХ-ХХ
Шахнович Вадим Игоревич, 1 февраля 1963 (под пятьдесят ему, недавно отца схоронил): 8(916)ХХХ-ХХ-ХХ.
Аня Игонина [96], дочь Волковой Тани (подруги Н. Мочарной) и Димы Игонина. [Она] учительница иностранного языка плюс преподаёт информатику, плюс учитель года, сейчас сидит с маленьким Васькой, всё расскажет, как на духу – Ане позвони...

Казанцев В.В.: Игорь Фёдорович, как ты представляешь, я наберу номер телефона и скажу: «Аня...»

Попов И.Ф.:: Ну, да. Она же совсем молодая, Анна наша, молодая совсем! Мобильный телефон её: 8(903)ХХХ-ХХ-ХХ, домашний – 8(341)ХХХ-ХХ-ХХ. А ещё девочка наша, Ира Якшина: она была в «Горизонте», [ещё] когда была ученицей, [потом] пионервожатой, [потом] организатором внешкольной работы. А сейчас она – директор школы нашей, в Гольяново, сейчас она уж и не Ира вовсе, а она у нас – Ирина Михайловна Забудская. Время бежит безвозвратно... Ничего не поделать, время не остановить, а, значит, оно при наших усилиях, при добросовестном вкладе в общее дело каждого из нас, должно работать на нас, на наших детей, внуков, на наших правнуков, на нашу с тобой страну, на нашу Родину – Россию нашу...

Примечания:

[56] Девиз спортивно-туристского детско-юношеского клуба «Горизонт», под руководством Игоря Фёдоровича Попова.

[57] Ярошенко Виталий Владимирович – педагог, ветеран детско-юношеского туризма, один из организаторов московского детско-юношеского туризма (некоторое время работал директором МосгорСЮТур). Туристский стаж с 1951 года. Мастер спорта СССР, старший инструктор-методист по туризму, судья 1-й категории. В качестве руководителя совершил свыше 240 многодневных походов, 14 из них – высшей, пятой категории сложности (по классификации тех лет. – прим. ред.) Председатель тренерского совета спортивно-туристского клуба «Лидер» (объединение туристских клубов «Полянка», «Товарищ», «Искра»).

[58] «Единица», «двойка», «тройка» и так далее – бытующее среди спортивных туристов наименование категорийных походов первой, второй, третьей и других категорий сложности.

[59] Каптерев Пётр Фёдорович (1849–1922) — выдающийся российский и советский педагог и психолог, основоположник отечественной педагогической психологии.

[60] Лейцингер Рудольф Рудольфович (1843–1910) – выходец из Швейцарии, предприниматель, один из инициаторов и организаторов «Кавказского Горного Общества в Пятигорске» (1902), первой в России общественной организации туристов и путешественников. «Дедушка русского альпинизма» и основатель школьного туризма в России.

[61] Российская Международная Академия Туризма, расположена недалеко от ж/д станции «Сходня» в г. Химки.

[62] Курбатов Юрий Дмитриевич – педагог, кандидат в мастера спорта и инструктор туризма. Был участником нескольких походов под руководством И.Ф. Попова и работал вместе с ним в Восточном административном округе Москвы.

[63] Сейчас уже непонятно, что имел в виду Игорь Фёдорович: мобильный телефон, компьютер или навигатор...

[64] Каменецкий Юрий Авсеевич – педагог, ветеран московского детско-юношеского туризма. Работал туристским организатором Перовского района Москвы и заведующим методическим кабинетом отдела туризма Московского городского Дворца пионеров и школьников.

[65] Фрироуп – новый вид спорта, придуманный в России. Это преодоление дистанций, созданных на деревьях или искусственных опорах из веревок, досок, покрышек. Простые правила: не коснуться земли от старта до финиша.

[66] Тут Игорь Фёдорович в своих расчётах явно ошибся, завысив эту оценку.

[67] Гайлит Ирина Теодоровна – педагог, Заслуженный учитель России, Мастер спорта и старший инструктор по туризму. Работала заведующей отделом туризма МосгорСЮТур, внесла значительный вклад в развитие московского детско-юношеского туризма.

[68] Стрельников Олег Михайлович – свыше 30 лет работал инструктором физкультуры, тренером по туризму в ДСО «Спартак». С 1975 по 1980 г. работал в отделе Международных альплагерей Спорткомитета СССР, старшим тренером МГС ВДФСО «Трудовые резервы», старшим тренером по подготовке сборных команд Москвы и Московской области Призер Чемпионата СССР по горному туризму. Мастер спорта СССР по туризму (1971 г.)

[69] Безенгийская пила (Безенгийская стена) — одна из величайших стен Кавказа. Она возвышается с юга над ледником Безенги и имеет перепад высот около 2 километров и протяженность около 12 км. Вся стена состоит из шести вершин, из которых два пятитысячника (если считать только главные вершины): Шхара Восточная (4.866), Шхара Главная (5.068), Шхара Западная (5.057), пик Шота Руставели (4.960), Джанги-Тау Восточная (5.038), Джанги-тау Главная (5.085), Джанги-Тау Западная (5.058), Катын-тау (4.970), Гестола (4.860) и Ляльвер (4.350).

[70] Плоткин Дмитрий Владимирович – педагог дополнительного образования ГБОУДО ДТДиМ имени А.П.Гайдара, член-корреспондент общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А.Остапец-Свешникова».

[71] Васюнин Николай Алексеевич – фотограф Российского самолётостроительного концерна «МиГ», инструктор детско-юношеского туризма. Около 15 лет (с 1998 года) в качестве второго руководителя водил детей в походы вместе с И.Ф.Поповым.

[72] Маслов Анатолий Григорьевич – кандидат педагогических наук, начальник Федерального ресурсного центра ФГБОУ ДОД ФЦДЮТиК.

[73] Бостанжогло Михаил Михайлович – экс-директор Федерального центра детско-юношеского туризма МОН РФ.

[74] Константинов Юрий Сергеевич – с 1982 года работал директором Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования России. С 1997 года Ю.С.Константинов является вице-президентом Федерации спортивного ориентирования России. Почётный член ФСО России. Награждён почётным знаком «Заслуженный учитель Российской Федерации», в 2003 г. защитил докторскую диссертацию по педагогике.

[75] Гедонизм – (др.-греч. — «наслаждение», «удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной (целевой) ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм утверждает, что является ценным, но при этом не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения такой системы. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.

[76] Иглу – (iglu) на языке индейцев Северной Америки – куинзи – зимнее жилище эскимосов. Сооружение из плотного ветрового наста, имеющее полусферическую форму; выдерживает экстремальные ветровые и холодовые нагрузки заполярной зимы.

[77] Лукоянов Пётр Иванович – Заслуженный мастер спорта России, Старший инструктор-методист по туризму. Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., прошел путь от лейтенанта до полковника, был ответственным офицером Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Окончил две военные академии и ушел в запас в звании полковника. Награждён многими боевыми орденами и медалями. П.И.Лукоянов внёс значительный вклад в развитие спортивного лыжного туризма в стране. Он стоял у истоков организации туристских полярных путешествий к Северному Полюсу, лично организовал и провел несколько сложнейших лыжных переходов по дрейфующим полярным льдам. Много сделал в области разработки специального снаряжения для обеспечения безопасности туристских походов. Большое внимание уделял воспитанию и обучению юного поколения. Неоднократно возглавлял главную судейскую коллегию на соревнованиях и слётах детско-юношеского туризма.

[78] Авдеева Вера Петровна – педагог, ветеран детско-юношеского туризма, Мастер спорта СССР и старший инструктор-методист по туризму. Много лет работала методистом в отделе туризма Московского городского Дворца пионеров и школьников на Ленинских Горах, а затем – с И.Ф.Поповым в Доме пионеров Сокольнического района Москвы. В этом номере журнала есть её рассказ о встрече с Поповым в Уэлене.

[79] «Метелица» – женская спортивная группа лыжниц, совершившая несколько уникальных лыжных походов высших категорий сложности в условиях Заполярья, в частности к Южному Полюсу (Антарктида) и переход «Евразия – Северная Америка» через Берингов пролив, о котором есть упоминание в этом выпуске журнала.

[80] Остапец-Свешников Александр Александрович – педагог, Мастер спорта по туризму (1964), автор ряда книг по туризму и краеведению. Один из самых ярких представителей и организаторов педагогики детско-юношеского туризма и краеведения. Доктор педагогических наук, автор первой диссертации по педагогике, посвящённой детско-юношескому туризму. Создатель, идеолог и первый президент Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения (МАДЮТК). В память о его большом вкладе в науку о детско-юношеском туризме и краеведении президиум Академии учредил ежегодную медаль его имени, Академия с 2013 года носит имя А.А.Остапец-Свешникова.

[81] Вероятно, И.Ф. Попов имеет в виду книгу Виталия Георгиевича Воловича (1923–2013), участника Великой Отечественной войны, полковника медицинской службы в отставке, доктора медицинских наук, профессора. Он был первым человеком в мире, совершившим в 1949 году, вместе с А.П.Медведевым, прыжок на парашюте на Северный полюс. В 1960–1980 г.г. в качестве старшего научного сотрудника Института медико-биологических проблем участвовал в советской космической программе, готовил экипажи космических кораблей по программе выживания при аварийном приземлении (или приводнении) в произвольной точке земной поверхности. Автор 19 книг и около 300 научных работ. Наиболее известны из них «Жизнеобеспечение экипажей летательных аппаратов после вынужденного приземления и приводнения», «Человек в экстремальных условиях», «С природой один на один», «Академия выживания».

[82] «Бескиды» – деревянные туристские лыжи с металлической окантовкой, выпускавшиеся в СССР на фабрике в г.Мукачево (Молдавия). В советские годы считались лучшими лыжами для лыжных походов высших категорий сложности. Именно на таких лыжах в те годы совершены, в частности, первые в мире переходы по дрейфующим льдам, в том числе – первый автономный лыжный переход на Северный Полюс.

[83] «Второй МГУ» – так после 1917 года непродолжительное время называли Московские высшие женские курсы, позже переименованные в Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина.

[84] Корчак Януш (1878–1942) – (польск. Janusz Korczak; настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит) выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Погиб в концлагере Треблинка, отказавшись от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочтя остаться с детьми, своими воспитанниками, приняв с ними смерть в газовой камере. Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления.

[85] МосгорСЮТур – ГОУ Московская городская станция юных туристов – ныне всего лишь структурное подразделение Московского городского экологического центра, к нашему великому сожалению...

[86] В.И. Шахнович по праву первопрохождения назвал безымянный перевал Большого Саянского хребта в честь И.Ф.Попова. Этому событию посвящён рассказ В.И. Шахновича «Алаверды», представленный в данном номере журнала.

[87] Дзвонковский Сергей Леонидович – ученик И.Ф. Попова с 1983 года, пришёл к нему ещё семиклассником. Ходил с ним в походы в качестве второго руководителя особенно много в последние годы (2000–2014).

[88] Традиционное время проведения заседаний МКК МосгорСЮТур – по средам.

[89] Бондаренко Светлана Ивановна – заведующая методическим кабинетом самодеятельного туризма Московского учебно-методического центра ИПК РТЭО. Ученица И.Ф. Попова с 1973 г.

[90] Шахнович Вадим Игоревич – ученик И.Ф. Попова с 1978 года, часть его воспоминаний об Учителе опубликована в этом выпуске журнала.

[91] Шенкман Донара Аркадьевна – ветеран московского детско-юношеского туризма: работает в этой области с 1947 года (школы №№ 40, 587, 23, 533, 45). Всегда много внимания уделяет подготовке похода, его содержанию, пропаганде туризма и краеведения среди учителей и учащихся. С 1963 по 1978 год работала на Московской городской детской экскурсионно-туристской станции. Участвовала в проведении туристских слётов и соревнований. Инструктор пешеходного туризма, судья первой категории по туризму. Неоднократно её команда была победителем пешеходного Первенства. Игорь Фёдорович Попов дружил с Донарой Аркадьевной, очень её ценил, много о ней рассказывал коллегам и ученикам.

[92] Харин Павел Вячеславович – педагог Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» (бывшая МосгорСЮТур). Ученик И.Ф.Попова с 1969 года.

[93] Слесарева Людмила Петровна – в 1990–2000 годы директор ГОУ «Московская городская станция юных туристов», авторитетный организатор столичного детского туризма, кандидат педагогических наук.

[94] МОПИ – Московский областной педагогический институт имени Н.К.Крупской

[95] Некрасов Игорь Борисович – педагог, ветеран детско-юношеского туризма Москвы, награждён знаками «Отличник образования», медалью «Ветеран труда», лауреат Гранта Москвы в области образования.

[96] Игонина Анна Дмитриевна – ученица И.Ф. Попова; её родители (оба) – тоже ученики Игоря Фёдоровича из первого набора группы «Горизонт» (1969).

2012 г.

Фото – из личного архива В.В. Казанцева

Об авторах:
ПОПОВ Игорь Фёдорович, педагог дополнительного образования, руководитель детско-юношеского туристско-краеведческого клуба «Горизонт», академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А.Остапец-Свешникова, старший инструктор-методист по спортивному туризму, Заслуженный путешественник России.

КАЗАНЦЕВ Владимир Васильевич, главный редактор информационно-образовательного журнала «Родина-Ru», заместитель директора ГБОУ Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (с 2006 по 2014 г.г.), член президиума Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А.Остапец-Свешникова, Почётный работник общего образования, Заслуженный путешественник России
г. Москва


Содержание РР-3(73) -2018
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
09.12.2018, 16:04