На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

© журнал «Родина-Ru» №3(73)-2018
© И.П.Перова

У КАЖДОГО – СВОЙ ТЕМП


1982 год стал для меня годом очень значимых встреч, знакомств с людьми, которые повлияли на мою жизнь кардинально, с которыми я постоянно соотносилась в своих поступках, выборах, решениях. Это были встречи-открытия. Педагог, психолог Олег Всеволодович Лишин (Всеволодыч), педагоги Аркадия Константиновна Лишина, Игорь Федорович Попов, Вера Петровна Авдеева, педагог и психолог Сергей Николаевич Волков. О каждом из названных людей нужно писать отдельные воспоминания.

В тот год, учась на втором курсе истфака в пединституте им. Н.К.Крупской, я собиралась работать в школе, и мне хотелось быть хорошим учителем, и поэтому я искала и впитывала всё, что могло пригодиться в дальнейшей работе с детьми. По совету Лишиных я поступила в Школу начальной туристской подготовки (НТП), организованную Станцией юных туристов для обучения навыкам туризма педагогов, вожатых, людей, связанных с воспитательной работой. Возглавлял НТП Игорь Фёдорович Попов. Занятия по основам туризма, тренировочные походы по Подмосковью и прохождение зачётного многодневного похода давало право водить в путешествия школьников. Осваивая туристские навыки, мы приобретали в свою педагогическую копилку очень важное средство, инструмент для работы с детьми. Сами занятия помню плохо, кроме одного, посвящённого питанию в походе. Тогда Игорь Фёдорович пригласил своего знакомого туриста, педагога и психолога Сергея Николаевича Волкова, который рассказал про облегчённое раздельное питание по системе Галины Шаталовой. Мы так вдохновились услышанным, что решили опробовать эту систему на себе в зачётном походе. И Игорь Фёдорович был не против. Эксперимент прошёл успешно, мы постройнели, чувствовали себя легко и бодро, грустила только мужская часть группы. Видимо, они недостаточно поверили в пользу выбранной раскладки, а психологический настрой в этом вопросе решающий. Питанию по Волкову (от кого узнали, тем именем и назвали) я ещё долго следовала и в своей повседневной жизни. Интересными были и тренировочные походы. Вспоминаются выходы в район ст. Тучково с посещением Мышиных пещер, поход в окрестностях ст. Турист и Яхрома с упражнением в ношении тяжёлых рюкзаков с дополнительным весом, например, парой кирпичей (кто-то из опытных сопровождающих подсказал нам такой способ работы над собой). Мир туризма для меня только приоткрывался, и поэтому всё нравилось и встречалось с энтузиазмом.

Итоговый поход планировался на Северо-Западный Кавказ. Схема маршрута забылась, в памяти остался целый ряд географических ориентиров, но уже сложно выстроить их в последовательную цепочку нашего пути: станция Белореченская, г. Майкоп, ручей Руфабго, плато Лагонаки, горы Оштен и Фишт, Хаджох, Апшеронск, Мезмай, р. Белая, пос. Каменномостский. Запомнились красоты этих мест, за несколько дней мы, как в сказке «Двенадцать месяцев», побывали в трёх временах года: вышли на маршрут весной, заскочили в зиму, походили по горному снегу и вернулись уже в лето. Помню, как мы, завершившие поход, поджидаем поезд на станции Белореченская. Жарко, а это первые числа мая, все в футболках, на обгоревших лицах листики сирени (Игорь Фёдорович подсказал способ защиты от солнца).

Уже через годы, оглядываясь на этот первый для меня большой серьёзный поход, вспоминая сказанное Игорем Фёдоровичем, я поняла, что несколько уроков, тогда им преподанных, пригодились не только в моей туристской практике, но стали правилами по жизни.

Вернёмся в начало путешествия. Первый день на маршруте (а может быть не первый). Двигаемся в направлении к плато Лагонаки. Идём по широкой дороге. Я стала отставать, под рюкзаком не очень-то разбежишься, меня обгоняют один за другим участники похода. Огромное желание догнать, только об этом думаю, но ничего не получается. Я расстраиваюсь, нервничаю, не замечаю окружающей красоты. Рядом оказался Игорь Фёдорович, шагает не спеша, начал разговор с шуточками, подбадривая. У самого рюкзак – огромный.

– Не старайся догонять. У каждого человека свой темп движения. И это нормально, двигайся в своём темпе. Он упомянул про свои больные ноги, рассказывал, как справляется с этим в походах, ещё что-то говорил... Мы шли рядом, и мне стало спокойно с ним, чувство неполноценности ушло, появилась уверенность в себе. Начинал ползти туман по дороге, между горными вершинами, он поднимался снизу, как из кастрюли, с которой сняли крышку. Я помню, что эта ассоциация возникла тогда.

– А ты знаешь, в тумане очень хорошо загорать. Кто же в молодости не хочет быть загорелым, да ещё в мае месяце. И я, поверив безоглядно, сняла штормовку, рубашку и осталась в футболке и загорала в тумане, не обращая внимания на снег, который лежал вокруг. И действительно, было не холодно, и меня не смущало, что все одеты по-прежнему и упускают такой шанс, они-то, видимо, не знали про свойства тумана. Вообще с походами связано много открытий, новых природных образов, необычных прекрасных картинок, запомнившихся навсегда. Через некоторое время туман поглотил нас полностью, было невозможно ориентироваться, дальнейшее движение становилось опасным. Приняли решение остановиться и разбить лагерь. Поднялся такой сильный ветер со снегом, что костёр развести не удалось, поели сухофрукты и легли спать. А утро было необыкновенное – яркое, солнечное, словно награда за перенесённые накануне испытания. Было ещё рано, снег не успел подтаять и держал человека. Казалось удивительным, что не проваливаешься. Я опять ловила момент и загорала.

По такой погоде достаточно быстро добрались до плато Лагонаки. Мы увидели несколько огромных бочек-цистерн, которые использовались горнолыжниками в качестве жилья. Так что нам не пришлось ставить палатки. Предстояла ночь в тепле, на кроватях, готовка на печке. Здорово. И вдруг вечером объявили, что формируется группа, которая на следующий день сделает быстрое восхождение, по-моему, на гору Оштен (к подножию горы Фишт). Выходить надо рано по твёрдому снегу, двигаться быстро, чтобы к вечеру вернуться в лагерь. А меня и ещё кого-то не взяли. Отобрали самых спортивных, сильных. Возглавил отделение Сергей Балашов. Я в слёзы, и другие девочки тоже очень переживали. После ужина к нам пришёл Игорь Фёдорович. Допоздна он разговаривал с нами, рассказывал про свою жизнь, про людей, с которыми ходил в сложные походы и про неординарные ситуации, в которых оказывались, и про дружбу. Он говорил, что тем, кто остаётся в лагере всегда непросто. Оставаться надо учиться. Но у остающихся тоже важная задача. От того, как мы ждём ушедших, зависит их успех. Наши переживания их поддерживают и оберегают и позволяют правильно встретиться потом, с радостью и гордостью, без обиды и упрёка. Ждать правильно надо уметь. В дальнейшем у меня была ситуация, когда я уходила в группе «избранных», а оставались другие. И у них рядом не было Игоря Фёдоровича. И мы тогда, пройдя тяжёлый маршрут, с испытаниями вернувшись, чувствовали себя виноватыми в том, что ушли, в том, что задержались, во всём. Встретившие ребята долго дулись, их обида захлестнула радость от того, что всё кончилось хорошо, все вернулись живые и здоровые, что сделано общее дело.

Ушедшая к Фишту группа выполнила задание благополучно, вернулась в назначенный срок. И мы были счастливы, что всё получилось. И в этом успешном броске мы тоже участвовали своими душевными переживаниями и постоянными думами о ребятах.

В дальнейшем я не стала супер-путешественником. Моим максимумом были походы с ребятами по Подмосковью. Но поляны распустившихся крокусов, чёрное-пречёрное кавказское небо с огромными звёздами, до которых ничего не стоит достать рукой, и горный туман, поднимающийся, как пар из кастрюли с приоткрытой крышкой, все эти картинки, яркие незабываемые, превратились в наше богатство. И ещё... уроки нашего руководителя стали правилами в отношениях к себе и к людям. У каждого – свой темп. Умей оставаться и ждать тех, кто ушёл на маршрут.

2018 г.

Об авторе: ПЕРОВА Ирина Петровна, научный сотрудник Исторического музея, воспитанница туристского клуба «Горизонт» (руководитель – И.Ф. Попов). г. Москва

Фото – из личного архива И.Ф.Попова и М.Е.Вулиха (середина 1980-х г.г.)


Предыдущая статья  |  Содержание РР-3(73)-2018  |  Следующая статья
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  Сказки 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
30.12.2018, 17:55