На сервере

© журнал «Родина-Ru» №3(73)-2018
© М.Н.Ривкин

ВЕСЁЛЫЕ ИСТОРИИ ПРО МОЕГО УЧИТЕЛЯ

Игоря Фёдоровича Попова можно назвать моим учителем и с маленькой и с большой буквы. Он был учителем физкультуры в нашей 371-й школе, учил меня физкультуре и был Учителем, который учил меня отношению с людьми, жизни, туризму и т.д. Многого в моей жизни не было бы, если бы не Игорь Фёдорович. Наверное, многие в своих воспоминаниях будут писать серьёзные тексты о том, как он их воспитывал, водил в походы и т.д. Для разнообразия я расскажу весёлую историю об Игоре Фёдоровиче, связанную с нашим походом со школьниками летом на Кольский полуостров, в Хибины, и о его «триумфальном» возвращении в Москву.

Дело было так. Игорь Фёдорович предложил мне летом пойти с ним вторым руководителем на Кольский полуостров, он вёл туда школьную группу. Фёдорыч любил ходить на Кольский. Про поход я многого не помню, всё было нормально, дети как дети, маршрут прошли. Но после похода мы, как обычно, решили не ехать сразу в Москву (каникулы-то большие), а заехать на несколько дней в Ленинград, посмотреть этот прекрасный город, а уж потом ехать домой. Игорь Фёдорович часто так делал, что позволяло совместить спортивную часть с культурной.

В Ленинграде он договорился с одной из школ, что мы там несколько дней поживём. Всё было бы хорошо, но Игорю Фёдоровичу надо было вернуться в Москву пораньше, так как 25 августа обычно бывает педсовет. Поэтому он взял билет из Ленинграда на день раньше, а мы должны были приехать 25 августа. И вот мы в Ленинграде. Школьники были не очень взрослые, примерно пятый–седьмой класс. Мы несколько дней гуляли по городу, посещали музеи, смотрели архитектуру.

Иногда случались курьёзные случаи, например, на экскурсии в Исаакиевском соборе. Все помнят этот величественный собор, маятник Фуко внутри, мраморные стены и т.д. Мы осматривали собор, и вдруг заметили, что часть мальчиков куда-то пропала. Начали их искать, и быстро нашли в углу собора, где они что-то пытались делать. Надо сказать, что Игорь Фёдорович много нам рассказывал про горы, минералы, геологов и некоторые ребята под его влиянием начали посещать геологический кружок. А там им рассказывали, как определять минералы. Например, если на мрамор брызнуть соляной кислоты, то начнётся реакция, появятся пузырьки, так как выделяется углекислый газ. Так распознают мрамор. Оказывается, юные геологи взяли с собой в поход пузырёк с соляной кислотой и теперь пытались проверить, не обманывает ли их экскурсовод, и действительно ли стены собора сделаны из мрамора. Остановить их удалось в последний момент, иначе мы бы не расплатились за порчу памятника архитектуры, а могли бы и в милицию загреметь.

Но всё обошлось, и мы продолжили прогулки по Ленинграду, обсуждая свои дела и планы на будущее. И тут в разговоре случайно возникла тема, что сегодня уже 24 августа и завтра надо всем уезжать домой. Игорь Фёдорович очень удивился, он так расслабился, что считал, что сегодня только 23-е, а уезжать ему завтра. Мы долго его убеждали, потом проверили. Выяснилось, что прямо в этот момент поезд Игоря Фёдоровича на Москву уходит с Московского вокзала, и он на педсовет не попадает. Но Игорь Фёдорович не растерялся. Мы помчались в школу, где жили, он быстро собрал свой знаменитый, огромный абалаковский рюкзак, который весил немерено, и мы поехали на вокзал. Игорь Фёдорович надеялся купить билеты в кассе или договориться с проводником. К сожалению, билетов не было, у перрона стоял очередной поезд на Москву, но по какой-то причине проводники брать «левых» пассажиров не хотели. То ли у них была проверка, то ли пассажир им не нравился (после похода мы все не красавцы), то ли ещё какие причины.

Итак, Игорь Фёдорович шёл по перрону, время от времени разговаривал с проводниками, а мы тащили за ним его огромный рюкзак. До отхода поезда оставалось пять минут, а договориться не удавалось. Игорь Фёдорович в Москву не попадал. Но он не растерялся, подошёл к нам и проинструктировал о смене тактики. Осталось две минуты до отхода поезда, одна… проводники заняли места в дверях, Игорь Фёдорович начал медленно прогуливаться по перрону. Поезд медленно тронулся и покатился мимо платформы. Игорь Фёдорович побежал за вагоном, пытаясь что-то объяснить проводнице, но она не понимала и не хотела его пускать. Мы, как было велено, бежали следом с рюкзаком. Тогда он махнул нам рукой. Это был знак, мы размахнулись и со всей силы бросили рюкзак вперёд. Он как бильярдный шар смёл Игоря Фёдоровича и проводницу, и они все втроём влетели в тамбур. Поезд набрал ход и ушёл.

Но на этом история не закончилась. На следующий день мы уехали в Москву. Поезд прибывал на Ленинградский вокзал утром, и все родители, отправившие своих детей в сложный, опасный поход в горы с опытным наставником пришли встречать детей. Они собрались у дальнего конца перрона и ждали поезда. Вот уже вдали показался электровоз. И тут они с ужасом увидели, что по платформе, со стороны Москвы, к ним медленно, шлёпая тапочками, приближается руководитель, которому они доверили своих детей. Игорь Фёдорович пришёл нас встречать. Потом оказалось, что дети живы-здоровы и довольны, всё прояснилось. Но шок у родителей остался.

Ещё один случай показывает, насколько хорошо Игорь Фёдорович понимал нашу психологию. После второго похода на Кольский у нас сформировалась группа друзей, которая почти каждые выходные ходила в походы с ночёвкой по Подмосковью. Бывали мы в самых разных уголках Подмосковья, но были, конечно, у нас и любимые места недалеко от Москвы, например, Опалиха, где мы любили посидеть у костра, попеть песни и т.д. Мы были уже взрослые, студенты. Однажды Игорь Фёдорович предложил нам съездить в выходные на туристский слёт. Слёт проходил в Волоколамске. Это 100 км от Москвы. С нами очень хотела поехать одна девочка. Но родители её не отпускали. То ли им не нравился её парень, то ли боялись отпускать в поход с ночёвкой. Короче говоря, она сбежала из дома и с парнем поехала с нами на слёт.

Электричка на Волоколамск идёт с Рижского вокзала через Опалиху, и по дороге у кого-то появился план: а зачем тащиться в Волоколамск, давайте-ка пойдём на любимое место в Опалиху. Еда есть, палатки есть, гитара есть, что ещё надо? Мы быстро вылезли из поезда, пришли на своё любимое место в лесу, разбили лагерь и прекрасно провели время. Каково же было наше удивление, когда под утро (уже начало светать), из чащи вывалился Игорь Фёдорович, которого никто не ждал и который не мог знать, что мы тут. Мы сами-то решили слезть в Опалихе всего несколько часов назад.

Что оказалось? Родители девочки обнаружили исчезновение дочери, подняли тревогу, начали искать, дозвонились до Игоря Фёдоровича. Они как-то связались со слётом и выяснили, что мы туда не доехали. Понятно, что мы где-то в Подмосковье, но оно огромно. Но Игорь Фёдорович подумал, и очень быстро понял, где нас искать. Сел на последнюю электричку, пробрался ночью сквозь лес и нашёл нас. Да, хочу напомнить, что мобильных телефонов в то время ещё не было.

Об авторе: РИВКИН Марк Нахимович, начальник отдела технологических консультантов «Oracle Corporation», мастер спорта по лыжному туризму, инструктор по спортивному туризму, воспитанник туристского клуба «Горизонт» (руководитель – И.Ф.Попов)

2018 г.

Фото – из личного архива И.Ф. Попова (1972-1976 г.г.)

Предыдущая статья  |  Содержание РР-3(73)-2018  |  Следующая статья

Сказки

FAQ

О Груше

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018