На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

© журнал «Родина-Ru» №3(73)-2018
© В.И.Шахнович

СЕМЕРО ОДНОГО ЖДУТ
или рассказ о том, как группа туристов ждала в походе слесаря


Прозанимавшись у Игоря Фёдоровича в кружке туризма целый год (девятый класс), я, к удивлению некоторых, не бросил ни занятий в радиорубке (по линии комитета комсомола), ни работу в районной школе комсомольского актива, мероприятия которой, как я уже рассказывал, мало напоминали современное классически негативное описание этой организации. Ко всему прочему, у меня появился ещё один наставник – Анатолий Павлович Степанов. Сюжетная линия вновь надолго уведёт нас в сторону от Игоря Фёдоровича Попова, но лишь для того, чтобы вернуться к нему несколько с неожиданной стороны.

Примерно в 1977 году «родная коммунистическая партия» решила, что стране не хватает рабочих рук и начала программу пропаганды, агитации, обучения и прочих форм привлечения молодёжи в рабочие специальности. Для этого по всей стране открылись УПК – учебно-производственные комбинаты, где нас, школьников, должны были обучать рабочим профессиям. На выбор предлагалось около 15-ти различных вариантов. Но все мальчики, как и следовало ожидать, массово записались «в водители». «Машины – это круто» – так было всегда, а тут ещё в школе можно было получить «взрослые» водительские права, законно порулить настоящим грузовиком, хоть и на учебной площадке УПК, а в перспективе – попасть в армию на престижные водительские должности. Если придётся служить, конечно. Так мы рассуждали, когда нам предложили записываться в УПК в сентябре 1979 года. Но школьное и районное руководство, получив наши пожелания, рассудило по-своему. Стране не нужно столько водителей. Поэтому вот этих – мы сделаем токарями, этих – фрезеровщиками, и так далее. Меня определили в группу обучавшихся слесарному делу, к мастеру Степанову.

Анатолий Павлович был старым рабочим, слесарем с какого-то завода. Его по выходу на пенсию со счетов не списали, а отправили обучать нас, олухов, этому непростому делу. Дело своё Анатолий Палыч любил, что я понял сразу. Поэтому старался не сильно балбесничать, а пытался научиться тому, что он нам рассказывал и показывал. Сработала Школа моего прежнего учителя труда – Альфреда. Я почувствовал, что тут тоже можно многому научиться, и стал прикладывать к этому пусть небольшие, но усилия. Большинство остальных пацанов в нашей группе, кроме ещё одного-двух человек, учились «спустя рукава». Поэтому даже те немногие усилия, что приложил к обучению лично я, оказались замеченными Анатолием Павловичем.

Не могу утверждать, что мы подружились. Какая может быть дружба при разнице возраста в 45 лет? Однако взаимные симпатии сложились. Мы беседовали на разные внеучебные темы. Пару раз он приглашал меня в гости в свою квартиру в старинном доме на Сретенском бульваре. Поразительным образом в соседнем доме в те же годы жил мой будущий старший товарищ и друг, ученик Игоря Фёдоровича Попова – Сергей Балашов. Мир тесен, и Москва – большая деревня, об этом мы ещё поговорим позже.

К концу учебного года выяснилось, что в стране готовится широкое празднование юбилея дорогого Леонида Ильича Брежнева – руководителя коммунистической партии и советского государства. К юбилею вышла его автобиографическая трилогия: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина». Нас даже заставляли читать этот труд и анализировать его на уроках то ли истории, то ли литературы. Как бы то ни было, но кому-то в верхах пришла в голову гениальная мысль: устроить на Запорожской земле, где «наш Ильич» восстанавливал мирную жизнь после войны, праздник «мира и труда» с широким участием современной трудовой молодёжи. В стране срочно началась подготовка Всесоюзного слёта трудовых объединений школьников – так назвали это мероприятие.

Как именно всё это готовилось на уровне страны я, конечно, не знал. Однако от Москвы должна была быть сформирована представительная делегация, ядром которой были бы школьники, обучавшиеся в УПК по 14-ти различным профессиям. Каждый участник команды на слёте должен был защищать «честь Москвы». Поэтому в команду надо было набрать лучших, чтобы достойно представить столицу на столь важном политическом мероприятии. Районов в Москве было 33, участников надо было собрать 14. Как они там решали вопрос выбора – теперь уже не важно. Но от нашего Дзержинского района надо было выставить... правильно – одного школьника-слесаря! Пришли в Дзержинский УПК к мастеру слесарного дела и спросили, кого он даст на слёт? Анатолий Павлович позвонил мне, и «обрадовал» этой новостью. Почему я написал это в кавычках, станет ясно чуть ниже.

Первым делом, я сильно разволновался. Неуверенность в собственном «я» была высока, да и напильник в руках я держал не очень хорошо. Не на «всесоюзном» уровне – это точно! Анатолий Палыч меня приободрил тем, что усиленно позанимается со мной в июне, а в июле у меня будет производственная практика на настоящем заводе! И хочется, и колется – руководствуясь этой мудростью, я согласился.

Началась та самая усиленная подготовка. Несколько дней в неделю я дополнительно ходил после уроков в УПК, где Анатолий Павлович учил меня в индивидуальном порядке всему тому, что может понадобиться на соревнованиях. Помимо этого нас несколько раз вызывало начальство всех мастей и уровней. С нами проводили «воспитательные беседы» в райкоме комсомола, в РОНО (районном отделе народного образования), и даже сам первый заместитель начальника ГУНО (городского управления народного образования) Леонид Петрович Шило принял нас, одетых в полном парадном обмундировании. Между прочим, и рабочую и парадную форму для всей команды (28 комплектов одежды!) сшила для нас Рита – девятиклассница, представлявшая Москву по профессии швея-мотористка.

Кстати, фразу о том, что «Шило в ГУНЕ не утаишь» я услышал именно тогда, в коридорах школьного здания. В нём размещалось это самое ГУНО – на третьем и четвёртом этажах. В этом же школьном здании, по адресу Серебряный переулок, дом 2, в те же годы располагалась МосгорСЮТур (Московская городская станция юных туристов). Не правда ли, удивительное переплетение жизненных путей?

Целый месяц я вставал в четыре с половиной часа утра, чтобы ещё до открытия метро, на первом трамвае, доехать до инструментального завода «Калибр». Первая смена начинала работу в шесть часов утра. Как несовершеннолетний, я работал по сокращённому графику, шесть часов, без перерыва на обед. За месяц я обработал несчётное количество алюминиевых корпусов каких-то приборов, которые среди прочих делал наш завод. В конце месяца мне вручили в отделе кадров квадратную красную «корочку», удостоверявшую получение взрослой квалификации слесаря механо-сборочных работ второго разряда. Это было круто! Я до сих пор храню её в своём личном архиве и горжусь, как одним из самых важных достижений в жизни. Но ещё приятнее было получить на заводе первую настоящую зарплату – что-то около 40 рублей! Это была сумма, почти равная стоимости похода в Хибины, к которому, пока я «прохлаждался» с напильником, готовил группу почти забытый мной в этом рассказе И.Ф.Попов.

Первую зарплату, по старинной традиции, о которой мне часто рассказывал отец, я принёс маме. И практически сразу же спросил её разрешения потратить эти деньги на летний поход с Поповым. Мама, конечно же, разрешила. Какую-то кухонную безделушку с первой зарплаты я ей всё-таки сообразил купить в подарок, а остальное отнёс Игорю Фёдоровичу. К этому времени уже выяснилось, что сроки проведения всесоюзного мероприятия пересекаются со сроками проведения путешествия группы «Горизонт» на Кольский полуостров. Это было обидно и несправедливо. С одной стороны, очень хотелось с ПИФ-ом в Хибины! Он так интересно и увлекательно рассказывал нам о них, что я готов был всё бросить ради этого путешествия. Я понимал также, что если не поеду со своей группой в этот поход, то мне придётся безнадёжно догонять своих товарищей в туристском деле. Они всегда будут на один шаг впереди меня, с большим опытом.

С другой стороны, как человек достаточно ответственный в свои 16 лет, я понимал, что целый город готовил меня к соревнованиям в Запорожье (это город, где ДнепроГЭС, и где работал после войны Брежнев)! Не просто город, а Москва! У меня уже даже успели взять короткое интервью на всесоюзном радио. Я говорил, что «с честью буду представлять...» – и всё такое... Я говорил ровно то, что от меня ожидали взрослые дяденьки и тётеньки. Но я и думал практически точно так же. И как я после этого скажу, что не поеду? Это было не в моих правилах. Кстати, интервью на радио у меня брали недалеко от здания городского клуба туристов на Садово-Кудринской 4, стр. 3, что рядом с Кудринской площадью (тогда она ещё была площадью Восстания). И снова туризм был рядом со мной. Даже такая мелочь, как пошитая для нас форма – тоже оказалась камнем преткновения. Рита сняла с нас индивидуальные мерки, и надеть мою форму на другого человека было просто невозможно!

Всё это я рассказал Игорю Фёдоровичу. Мне показалось, что он даже не задумался – практически сразу предложил свой вариант выхода из ситуации. Вариант предполагал схему действий: «и вашим, и нашим». Основная идея была в том, что всесоюзный слёт заканчивался ровно за два дня до того, как «Горизонт» должен был выйти на маршрут. А почти неделю перед этим группа планировала большую экскурсионную программу с посещением Петрозаводска, острова Кижи, Мурманска и Апатитов. Было ли так задумано сразу, или он сочинил эту мысль на ходу, пусть решает читатель, я не знаю.

– Закончишь свой слёт, сядешь на поезд и приедешь к нам, – спокойно и уверенно сказал Игорь Фёдорович.

Я был в растерянности и в недоумении. Во-первых, я тоже хотел и в Петрозаводск, и в Кижи, и в Мурманск. Все эти места были связаны с флотской юностью моего отца.

– Ничего страшного, посмотришь их в другой раз. Главное для тебя – в Хибины попасть, – спокойно решил за меня Игорь Фёдорович.

– Но как же я поеду на поезде? Один? Меня же не пустят? А родители разве так отпустят?

– Во-первых, ты не маленький. Должен сам за себя отвечать. Всё получится. Во-вторых, родители посадят тебя на поезд, и скажут проводникам, чтобы за тобой присмотрели. Что там ехать-то? Один день, да ещё ночь. Выспишься хорошо, а там уже и Апатиты. Мы встретим тебя прямо у поезда. Не переживай.

Он так спокойно и уверенно всё это говорил, что я начал ощущать доверие к его словам. И что его план – вполне себе реалистичный. Окончательно успокоили и убедили меня такие его слова:

– Я уже много раз так делал, не ты первый догоняешь группу на маршруте.

Не знаю, правда или нет была в этом его резюме, но я согласился, что именно так и надо поступать. А как он убедил моих родителей отпустить их сына-девятиклассника, одного, с незнакомыми проводниками, почти за две тысячи километров от дома, в другой город, и даже почти в горы – останется теперь тайной навсегда, я думаю.

Всесоюзный слёт трудовых объединений школьников в украинском Запорожье прошёл на высшем уровне! Если бы меня спросили, что такое коммунизм, я бы рассказал им о нашей жизни в июле 1979. Московская команда успешно выступила на соревнованиях, заняв почётное второе место в общем зачёте. Заняли бы и первое, но сами понимаете... Победить в тот год могла только команда земляков Леонида Ильича. Поэтому из 14-ти рабочих профессий 13 первых мест «взяли» (или получили?) запорожцы. И только нашу замечательную москвичку Риту никто не осмелился задвинуть на второе место! Её результат оказался настолько неоспоримо высоким, что ни у кого не пошевелился палец дать ей ниже первого места. Ну а я? Из 70-ти человек, участвовавших в конкурсе, я занял всего 10-е место. Борьба за микроны идеально плоских поверхностей инструмента, который мы должны были изготовить, далась мне с трудом. И всё же я был доволен – оставил позади себя 60 человек со всего Союза!

В тот же день, когда поезд привёз нас с Украины в Москву, я забрал заранее собранный походный рюкзак, и родители проводили меня на Ленинградский вокзал. Как и было спланировано, они предупредили молодых проводников о том, что в вагоне едет школьник-слесарь без сопровождения, которого будут встречать в Апатитах. Просили присмотреть за мной. Дали мне на дорогу немного денег. И поезд тронулся. Так начался мой первый поход в настоящие горы.

2018 г.

Об авторе: ШАХНОВИЧ Вадим Игоревич, воспитанник детского туристского клуба «Горизонт» (руководитель – И.Ф.Попов), учитель физики, астрономии, информатики, IT-аналитик, фотограф, историк-любитель, путешественник, кандидат в мастера спорта по спортивному туризму, инструктор туризма.
г. Москва


Предыдущая статья  |  Содержание РР-3(73)-2018  |  Следующая статья
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
30.12.2018, 17:52