На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

© В.Шахнович
Школьный интранет
(техзадание для разработчиков)


Внимание, это черновик!

     Для начала поясним неспециалистам: вынесенный в заголовок статьи термин интранет (не путать с интернетом) означает компьютерную сеть, являющуюся, по сути, точной копией "большого Интернета", но выполненной в масштабах отдельно взятой организации. То есть, такая сеть реализует или имитирует все основные технологические решения, применяющиеся в Интернете, но в масштабах одной, например, школы. Говоря по-другому, реализовав задачу построения школьного интранета (intra - внутри, net - сеть), мы получаем в свое распоряжение миниатюрную копию "глобальной компьютерной сети", как часто (и ошибочно) называют Интернет.

     Итак, сформулируем ряд вопросов, ответы на которые мы хотим получить в этой статье:

  • А зачем нам это надо?
  • Одинаковые компьютерные проблемы разных школ
  • А почему нельзя обойтись уже имеющимися средствами?
  • Ну и кто будет делать этот интранет?
  • Сколько будет стоить такая работа?
  • Как убедить начальство в необходимости этой работы?
  • Как выбрать "железо" (hardware) для школьного интранета?
  • Какие программы (software) нужны для подобного проекта?
  • Монтаж локальной сети и сопутствующие ему проблемы
  • Установка и настройка программ
  • Будущие проблемы будущих пользователей
  • Поддержание порядка в интранет-хозяйстве
  • Велик ли "период полураспада" школьного интранета?
  • Где искать помощь и информацию по тематике статьи?

А зачем нам это надо?

     Ответ: "Вам - не надо!"

     Обиделись? Не обижайтесь, это был наш маленький тест! Дело в том, что, если вы до сих пор задаете себе этот вопрос, то вам не следует читать эту статью дальше. Статья рассчитана на тех, кто уже понял, что развитие сегодняшнего компьютерного мира целиком базируется на технологиях компьютерных сетей. Между прочим, сети эти начали создаваться в глобальных масштабах, ни много ни мало, более тридцати лет назад. А маленькие локальные сети (сети внутри одной организации) имеют еще большую историю. Сегодня сетевые технологии активно развиваются как вширь (увеличением протяженности существующих каналов связи), так и вгубь (разработкой новых технологических решений, позволяющих радикально увеличить скорость и объемы передачи информации). Те, кто приобщится хотя бы к маленькой части этих достижений сегодня, завтра получит ощутимое преимущество над конкурентами.

     Однако, вернемся с небес на землю. Все сказанное - пустые слова, верить в которые неспециалисту совершенно необязательно. А вот принять решение о продолжении чтения этой статьи и о возможности создания собственного школьного интранета, тем не менее нужно! Поэтому перечислим круг задач, которые мог бы взять на себя школьный интранет.

     А еще лучше - рассмотрим три типичные ситуации, которые складываются в разных школах сегодня. (Мы приводим примеры московских школ, хотя похожая ситуация может сложиться в школах и других районов страны).

     Ситуация-1 (благополучная).

     "Продвинутая" школа, возможно частная, у которой имеется стабильное и достаточно большое финансирование, возможно, государственная, у которой хорошие и давнишние связи с руководством учебного округа, или влиятельные покровители, или щедрые спонсоры - имеет один или несколько компьютерных классов для организации учебного процесса. Компьютерами также оснащены еще насколько рабочих мест в школе: обычно это кабинет директора, секретарь, завуч. Техника, как правило, новая или приобретенная в предыдущие год-два, по мере необходимости и регулярно выполняется ее ремонт и обновление. Компьютеры в кабинете информатики объединены в локальную сеть. Имеется какой-либо "выход в интернет": через модемное или кабельное соединение.

     В продвинутой школе уроки информатики занимают значительную часть учебного плана школы. Преподавание начинается уже с 7 класса, часто даже еще раньше - с четвертого-пятого. Кабинет информатики работает практически круглосуточно: после уроков ученики приходят на кружки и факультативы, занимаются самоподготовкой. Учителя распечатывают в текстовых редакторах задания для учащихся. Все пользователи школьной сети ищут необходимую информацию в интернете, принимают и отправляют электронные письма.

     Ситуация-2 (стандартная).

     "Обычная" государственная школа, в которой имеется десяток-полтора устаревших "школьных" компьютеров, некоторые еще советского производства. Локальная сеть отсутствует или кустарно выполнена в начальный период массовой компьютеризации школ (конец 80-90-е годы). Компьютеры в других помещениях школы отсутствуют или их количество измеряется одной-двуми штуками. Выход в интернет отсутствует.

     В обычной школе уроков информатики мало, проводятся они только для двух старших классов как правило приглашенным учителем-совместителем. После уроков активность в кабинете информатики затихает до следующей недели (В стандартном учебном плане всего два часа информатики на класс в неделю).

     Ситуация-3 (бедная).

     "Пассивная" школа, которая до сих пор не смогла или не захотела "раздобыть" ни одного компьютера. В бедной школе не ведется никакой работы с компьютерами, это чистое поле для начала работы по созданию интранета. В такой школе решение поставленных нами задач возможно лишь при появлении энергичного учителя-энтузиаста, который будет активно поддержан перед РОНО директором школы. В этом случае у школы появляются неплохие шансы, поскольку аргумент "всех остальных уже давно компьютеризировали, а мы еще ничего не получили" действует практически безотказно в условиях, когда государство поставило программу "В каждую школу - компьютер" на стабильную финансовую основу.

Одинаковые компьютерные проблемы разных школ

     Как могут быть одинаковыми проблемы, возникающие у школ в связи с применением компьютеров, для столь разных, благополучных и не очень, обычных и не совсем, бедных и Богом забытых школ? Да очень просто: раз есть компьютеры, значит проблемы будут одинаковыми, поскольку одинаковы, по сути, сами эти компьютеры и отношение к ним со стороны человека. Разным будет объем этих проблем, разными будут специфические вопросы, касающиеся конкретного "железа" (например, его ремонт), но сами проблемы будут идентичны.

     И что же это за проблемы, спросите вы? Опишем ряд ситуаций, наблюдать и искать решение в которых приходилось автору.

  • Коллективный выход в Интернет
    Если школе повезло и у нее имеется какое-либо подключение к интернету (волоконно-оптическая линия связи, коаксиальный кабель, витая пара "домашней сети", dsl-соединение по обычному телефонному проводу или незамысловатый модем), то возникает естественное желание воспользоваться услугами интернета с любого компьютера школы. Обидно ведь, когда кабинет информатики получает такое заметное преимущество перед другими пользователями школьных компьютеров. Ну, например, у информатиков после уроков идет факультатив, а учителю необходимо найти информацию, например, о проведении окружных олимпиад по его предмету. Будем ждать окончания факультатива или попросим учителя заняться поиском необходимой ему для учебного процесса информации из дома и за его, учителя, счет? Или попробуем предоставить выход в интернет с любого школьного компьютера?
  • Электронное представительство школы в Интернете
  • Школьная почтовая служба
  • Необходимость школьных баз данных
  • Разграничение доступа к информации
  • Разграничение доступа к сетевым ресурсам
  • Коллективный доступ к сетевому принтеру
    Всем нужна качественная печать на лазерном или струйном принтере. Такой принтер входит в стандартный комплект оборудования компьютерного класса, поставляемый государством в школы. Можно смело утверждать, что в любой благополучной или обычной (по нашей терминологии) школе есть хотя бы один такой принтер. Печатать документы нужно директору, секретарю, завучу, учителю-предметнику, ученику (доклады, рефераты по заданию учителей). Но вот иметь по одному принтеру на каждом рабочем месте - непозволительная роскошь! Можно прийти в кабинет информатики и распечатать текст на учительском компьютере, к которому, обычно, и подключен такой принтер. Но вот удобно ли это делать, когда в кабинете идет урок информатики? Ждать окончания уроков? Пытаться распечатать на переменке? Или, все же купить на свое рабочее место еще один принтер?
  • Антивирусная безопасность
  • Упрощение обслуживания школьных компьютеров
  • Масштабное и управляемое предоставление "компьютерных услуг" участникам образовательного процесса

     

     

     

     

     

... Продолжение и изменения текста следуют ...

В.Шахнович, 2003


Ускорить появление интересующих вас материалов можно. Пишите, просите, требуйте!
Назад, в Кучу-малу
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  Сказки 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
24.05.2006, 12:19