Практикум по компьютерным технологиям, изданный третий раз дополненным и переработанным, обречен на короткую жизнь. Большинство книг такого рода теряет свою актуальность за 2-3 года, в течение которых программное обеспечение (ПО) компьютеров заметно, иногда даже революционно меняется. Пытаясь продлить жизнь книге, авторы ведут параллельный рассказ о двух и даже трех поколениях ПО. Например, глава 1 книги дает минимальные навыки работы с файловыми оболочками NORTON COMMANDER, "Диспетчер файлов" WINDOWS 3.1, "Проводник" WINDOWS-95. Если имелась ввиду возможность применять книгу в школах, имеющих широкий спектр типов установленных компьютеров, то почему в главе об операционных системах нет упоминания "старых" версий DOS, а в главе о текстовых редакторах обсуждается только MS WORD и нет упоминания о популярном когда-то ЛЕКСИКОНе? На мой взгляд, объявляя базовым для курса набор программных продуктов фирмы Microsoft, авторы потратили время зря, рассказывая об операциях с файлами в NORTON COMMANDER. Школы, продолжающие работать на старой технике, не будут использовать Практикум ради одной главы, а остальные — наверное воспользуются более развитыми пособиями по DOS-ориентированным программам.
Практикум состоит из восьми глав, посвященных основным типам современного делового ПО. В нем обсуждаются основные операции работы с файловой системой, простейшие навыки обработки изображений, принципы создания и форматирования текстов, расчеты в электронных таблицах, подготовка "презентаций", ведение баз данных, работа с электронной почтой и Интернет. В книгу объемом более 550 страниц авторы попытались уместить практический курс компьютерных технологий для 7-11 классов средней школы. Если на пять лет рассчитан именно курс обучения, то за это время радикально изменится не только ПО, но и сами компьютерные технологии. Поэтому книгу надо использовать как набор заданий различной сложности, среди которых имеются и простые, для семиклассников, и развитые, для старших школьников. Возможность выбора остается за учителем.
Главы книги предназначены не только для учащихся. Здесь много указаний и для учителя: как подготовить компьютер к изучению той или иной темы, как установить и настроить изучаемое программное обеспечение. Однако, при ограниченном объеме Практикума, такие указания весьма схематичны и не учитывают (да и не могут этого в принципе!) конкретных особенностей конкретного комплекта ЭВМ. Вероятно, было бы разумным выделить все указания для учителя в отдельное методическое пособие.
В погоне за двумя зайцами старого и нового ПО авторы создали Практикум, в котором на изучение более сложных и мощных программ отводится меньше места: WORD изучается на примере 37 упражнений, EXCEL — всего на семи, а ACCESS — на десяти. Как положительную сторону следует отметить разнообразие типов заданий, особенно по теме "Текстовый процессор". Задания составлены с хорошей выдумкой, имеют ярко выраженную практическую направленность. Выполнять их будет интересно любому ученику. Однако методическая целесообразность некоторых упражнений не продумана. Например, в теме "создание ярлыков" ученику предлагается открыть и тут же закрыть программу Freecell. Вероятно, авторы ни разу не пробовали предложить это живым детям: запустить на уроке игру (кстати, карточную!) и ожидать от них дальнейшего следования указаниям Практикума. В другом месте авторы предлагают написать детям проект брачного договора. Это, конечно, модно и современно и имело бы смысл делать, будь в книге образец текста. Однако содержание договора дети должны написать сами. Почти наверняка можно гарантировать срыв урока, если пустить это сочинительство на самотек. Кроме того, не все задания могут быть выполнены предложенным авторами способом и требуют дополнительных комментариев.
Практикум страдает общими болезнями современной компьютерной литературы. Это и буквальный перевод англоязычных терминов ("Доска ключей… может служить подсказкой…", и описание действий по принципу "что вижу, о том и пою…" ("Создайте новую презентацию, используя Пустую презентацию" или "Для вставки рисунка из готового файла воспользуйтесь командой Вставить из файла"). К чести авторов нужно отметить, что, по мере продвижения к концу книги, количество подобных несуразиц уменьшается, так как становится возможным объяснить ученику идею выполнения задания, а не перечислять последовательность нажатия кнопок. Серьезной проблемой Практикума является неудачное оформление иллюстраций, на темно-сером фоне которых трудно разглядеть мелкие детали изображения. Такие иллюстрации не облегчают, а затрудняют обучение учащихся. Не всегда соблюдается логика изложения материала, нет единого подхода к формированию навыка работы с программой. Ученику предлагается то один, то другой способ управления программой без видимого обоснования причин выбора именно этого метода ("мышью", через систему меню или "горячими клавишами"). Причем зачастую можно указать более простой и понятный способ выполнения задания.
Таким образом, мы получили новую книгу для начинающих, систематически использовать которую на реальных уроках будет не просто. Многие проблемы Практикума являются проблемами изучаемого в нем программного обеспечения. Винить в этом авторов нельзя. Это должно быть ясно любому, кто хоть раз попробовал самостоятельно разработать аналогичный курс. Можно смело утверждать, что на общем фоне подобной литературы книга смотрится выше среднего уровня. Без сомнения, она окажется полезной для самостоятельного изучения материала на дополнительных занятиях, дома, в том числе и родителями школьников. Хорошо давать задания из Практикума в качестве материала для контрольных и зачетных работ, то есть использовать его везде, где можно предварительно выбрать наиболее удачные разделы и упражнения книги.
(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018