На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

© В.Шахнович
Бездумные Исполнители учат думать
Рецензия на учебник: А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, В.Ф. Шолохович "Информатика 7-9 кл."


Опубликовано в газете "Первое сентября 31, 27.04.99"

“Вы по Кушниренко работаете или по Гейну?”, — нередко можно услышать на встречах учителей информатики. Коллектив авторов, где первой названа фамилия А.Г. Гейна, давно и хорошо известен в школьной информатике. Этот коллектив участвовал в самом первом конкурсе на лучший школьный учебник информатики более десяти лет назад и получил тогда высокую оценку конкурсного жюри, рекомендовавшего работу для школ.

За прошедшие годы учебник несколько раз перерабатывался и переиздавался. Если раньше его можно было рекомендовать как лучший вариант школьного учебника, легко адаптируемого к конкретным условиям школы (в первую очередь из-за возможности работать с ним на разных ЭВМ), то использование последнего издания сильно зависит от наличия у школы программного обеспечения (ПО)

Дело в том, что книга рассчитана на активное, практически ежеурочное применение комплекта сопутствующего ПО ЭВМ. А где его взять? Ответ на этот вопрос, конечно, не входит в задачи книги. Но что делать учителю, желающему по ней работать? “Информатика 7—9” включена Министерством образования в Федеральный комплект учебников. Однако в базовом учебном плане информатика появляется только в 10 классе. Это означает, что централизованное приобретение данного учебника для школы затруднено, а поиск сопутствующих ему методических материалов будет еще сложнее, чем приобретение самой книги. Автору рецензии, например, не удалось узнать о возможности приобретения этого ПО ни из самой книги, ни из библиотечного каталога, ни у окружного методиста.

Поэтому пришлось “закатать рукава” и заняться приспосабливанием учебника к имеющемуся в моей школе материалу и оборудованию. Сразу скажу, что задача эта была успешно решена, хотя и не в полном объеме. То есть, при желании можно подобрать подходящий по смыслу учебника комплект ПО, но возникнет ли такое желание у другого учителя? Это главный недостаток, причем не книги, а системы ее распространения по школам. А теперь — о достоинствах.

Учебник рассчитан на стандартный 70-часовой учебный план. Хорошо спланированные уроки чередуются с лабораторными работами. Это дает возможность организации “спаренных” уроков, когда на первом — ученики разбирают теоретические вопросы, а на втором — сразу же закрепляют полученные знания за ЭВМ. Обозначение “7—9 классы” в названии указывает не на трехгодичный курс, а лишь на возможность начать изучение не раньше 7 класса (иначе у детей не будет должной математической и физической подготовки) и не позже 9 класса (иначе курс окажется слишком “игрушечным” и “детским”). Остается, правда, вопрос, что последует ЗА этим курсом? Вероятно, ответ на него дадут сами авторы учебника.

Предлагаемый курс состоит из трех крупных разделов: “Знакомство с компьютером” (базовое ПО), “Алгоритмы и исполнители” (введение в структурное программирование) и “Принципы работы ВТ” (математические и физические основы ЭВМ). Изложение материала рассчитано на начальную подготовку учащихся по специальности “Программирование”. Этот подход несколько выбивается из последних модных течений, когда упор делается на применение ЭВМ в “народном хозяйстве”, с повышенным вниманием к экономическим, экологическим и им подобным задачам.

Учебник написан простым и понятным языком. Лишь изредка семиклассникам придется самим догадываться о смысле возникших без объяснения терминов: “регистры процессора”, “семантический аспект”, “адекватная модель”. Материал хорошо продуман и структурирован. После каждого урока имеется раздел “Подведем итоги”, где кратко повторяются основные мысли курса. Предлагается большое количество вопросов и задач, правда некоторые из них имеют неоднозначную формулировку или приводят к бессмысленному результату (например, задача 8.2, приводящая Исполнителя к ситуации “ошибка во время исполнения”, или программа Пети Торопыжкина, который пиджак утром надевает два раза (стр. 61)). Такие ошибки вряд ли планировались авторами в качестве учебного элемента. Хотелось бы также предостеречь авторов от использования задач и примеров, связанных с авариями и катастрофами (стр. 22), вопросов о том “сколько бутербродов с медом можно съесть Винни-Пуху, чтобы не застрять в двери?” (стр. 182), рассуждений о том, что “пить и курить — здоровью вредить!” и что “эта народная мудрость не утверждает, что при любых обстоятельствах курить вредно. Вот если еще и пьешь — тогда конечно!” (стр. 67). А как вам нравится условие задачи 7.13: Исполнитель “умеет выполнять следующие действия: взять X,... закатать X в Y,... положить X на Y...” и т.д? Можно предположить, как разыграется детское воображение, если не дочитать условия до конца: “Вместо букв X и Y можно подставить слова мясо, тесто, сыр,..”.

В учебнике часто и удачно используются литературные примеры. Особенно хорошо это получилось с “Вредными советами” Г. Остера, стихи которого рассматриваются как готовые алгоритмы: “...Если вдруг дадут орехи, Ссыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье — Трудно будет вынимать.” Чем не пример алгоритма с полным ветвлением и комментарием в конце!? При этом хочется верить, что использование трудов Остера авторами учебника не вызовет у Григория Бенционовича неудовольствия в нарушении его авторских прав.

Книга имеет небольшой формат и объем, что достигается не только продуманным отбором материала. В ущерб качеству учебника авторы сэкономили на таких важных элементах оформления, как поясняющие рисунки, схемы и диаграммы. Там, где можно обойтись простой и понятной картинкой, авторы дают длинное словесное описание (задача 6.9). Отказ от использования в алгоритмике блок-схем — весьма спорное нововведение. Катастрофически не хватает книге и предметного указателя, ставшего уже обычным атрибутом учебной литературы.

Последние параграфы учебника рассчитаны на дополнительную самостоятельную работу ученика и учителя. Например, учителю предлагается самостоятельно выбрать и рассказать детям о “настоящем” языке программирования, научить их простейшим инструкциям языка и написать по предложенным авторами алгоритмам программы. Приятно, что учителю не навязывают “единственно правильный” язык, однако времени на его изучение в рамках разработанного курса почти не остается.

Можно еще долго и долго говорить о достоинствах и недостатках учебника, о находках и просчетах авторов: споры о методике — обычное явление в среде творчески работающих учителей. Несмотря на то, что замечаний к книге здесь было высказано больше, чем похвалы, учебник Гейна является хорошей книгой, оставляет приятное впечатление и может быть рекомендован к использованию в школах как начальный курс “Информационные технологии” с дальнейшим обучением по специальности “Программирование”.

В.Шахнович, 1999


Ускорить появление интересующих вас материалов можно. Пишите, просите, требуйте!
Назад, в Кучу-малу
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  Школа N 2 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Публикация материалов сайта grusha.ru разрешена только при указании ссылок на страницу первоисточника    

Последнее обновление:
11.05.2006, 09:38