На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

© В.Шахнович
Новый взгляд на старый наряд
Рецензия на учебник "Основы информатики. 8-9 классы", А.А. Кузнецов, Н.В. Апатова, Дрофа, М., 1999


Опубликовано в газете "Первое сентября" N72, 19.10.99

Если посмотреть на полки библиотек и книжных магазинов, можно без труда насчитать более десятка разных вариантов учебника по одному и тому же курсу школьной программы: “Основы информатики...” или более модное ныне — “Информационные технологии...”. Появление в этом ряду учебника Кузнецова и Апатовой ставит перед учителем вопрос: “А что нового предлагают нам авторы? Чем отличается этот учебник от своих предшественников? Стоит ли тратить несколько десятков рублей на его приобретение?”. Попробуем, не торопясь, разобраться в этих вопросах.

Итак, учебник подготовлен на основе “Обязательного минимального содержания обучения информатике”, утвержденного Минпросом РФ, его содержание соответствует требованиям проекта стандарта, программа курса прошла официальное утверждение. Учебник объемом в 176 страниц рассчитан на использование в 8—9 классах общеобразовательной школы при 136-часовом учебном плане. И здесь возникает первый вопрос. Хорошо, конечно, что авторы позаботились об облегчении веса школьных ранцев. Однако можно ли втиснуть полноценный учебный материал урока в 53 строки текста книги не очень большого формата? Книги, которая по утверждению авторов позволяет “изучать материал на уровне, превышающем минимальные обязательные требования стандарта”. Внимательное прочтение учебника помогло мне разобраться в этом вопросе.

Курс разбит на четыре раздела. Первые два рассчитаны на изучение в 8 классе и рассказывают об информации, алгоритмах, общих принципах устройства и работы ЭВМ, файлах, как одной из часто встречающихся разновидностей структур данных на ЭВМ. Далее идет описание примеров программного обеспечения (ПО) ЭВМ: операционная система, Norton Commander, Windows, Paintbrush, Write, Cardfile и Excel. Обращает на себя внимание тот факт, что при классическом построении курса информатики первого года авторы выбрали для изучения устаревшее программное обеспечение ЭВМ. Например, в учебнике не говорится о том, какая версия Windows изучается, однако из иллюстраций видно, что это версия 3.0 или 3.1. Изучаются лишь простейшие программы для IBM PC, выполненные в графическом интерфейсе. Мне кажется, что такой подход не только оправдан, но и имеет право на существование. Судите сами: времени на изучение отводится немного, профессиональные возможности офисных программ все равно не будут изучены, но отвлекут внимание учащихся богатством и разнообразием возможностей. Выбор “устаревшего” ПО позволяет сконцентрироваться на самых главных и чаще всего применяемых инструментах пользователя. Тем более, что многим пользователям большего и не нужно, поскольку за модой не угонишься и переучиваться каждый год на новые версии программ у большинства просто не хватает времени. Этот тезис подтверждает следующий интересный факт: за последние два года моей школьной коллекции “истории вычислительной техники” было подарено несколько экземпляров ЭВМ, выпущенных 10—15 лет назад. Для вычислительной техники 1984 год — это как каменный век для истории. Удивителен тот факт, что все подаренные компьютеры и их программное обеспечение исправно работают и активно использовались своими прежними владельцами до самого последнего времени. Добавим к сказанному, что только немногая часть школ может похвастаться ЭВМ, которые чисто технически “потянут” современные “офисные программы”. Многие школьные компьютерные классы по прежнему оснащены старенькими “трешками”, “двушками” и даже “Агаты” и “БК”-шки еще не сошли со сцены.

Третий и четвертый разделы учебника изучаются в 9 классе. Здесь царствует программирование на языке Паскаль. Изучается структура программы, ввод и вывод данных, различные варианты ветвлений и циклов, алгоритмы обработки массивов, подпрограммы, рекурсии, действия со строковыми величинами, функции графического вывода, операции с файлами в Паскале. Завершается второй год обучения получением краткого представления о компьютерных телекоммуникациях: модемы, сети, электронная почта, электронные доски объявлений, телеконференции, распределенные базы данных.

Итак, выбранная схема курса является классической для школьной информатики. Она позволяет на более высоком уровне вернуться к изученным вопросам уже в 10—11 классах, где можно провести дифференциацию интересов учащихся по профессиональному признаку (“программисты — пользователи”). И в этом смысле учебник повторяет достоинства своих лучших предшественников. Однако в его адрес можно сказать и немало критики.

Специально или случайно, но сжатость изложения материала достигнута авторами не только за счет краткости формулировок. Иногда эта краткость приводит к тому, что пропускаются важные элементы курса. Можно оправдать отсутствие в учебнике даже попыток дать определение термину информация. Вместо этого приводится лишь его перевод с латыни. Это понятно, поскольку трудно определить первичные понятия. Однако, почему при описании свойств информации и информационных процессов авторы не говорят об измерении информации? Почему в учебнике даже не упоминается тот факт, что информация является абстрактным понятием, что она не имеет материального воплощения и т.д.?

Серьезной проблемой учебника является чрезмерная конспективность изложения материала. Складывается впечатление, что читаешь очень качественный, подготовленный хорошим специалистом КОНСПЕКТ УРОКА для учителя. Тогда как книга должна быть рассчитана на ученика. Она должна быть его главным помощником при подготовке домашнего задания и при самостоятельной работе на уроке. У меня же сложилось впечатление, что ребенок ставится в ситуацию, когда все понятно во время чтения, но осмысленно воспроизвести материал, грамотно применить его на практике, он не сможет. Точнее, ТАКОГО учебника для этого не достаточно. Учебник должен быть написан так, чтобы им можно было пользоваться без материала, рассказанного учителем на уроке. Этот учебник не подходит для подобной работы.

Подтверждает сказанное подбор вопросов, заданий и упражнений, приведенный в конце каждого параграфа. Подавляющее большинство из них имеет либо неоднозначный ответ (“Как запустить программу PAINTBRUSH?”), либо не имеет правильного ответа вовсе (“Как расположены оси координат на экране дисплея?” — Ответ: “На экране дисплея нет осей координат!”). Можно конечно упрекнуть меня за излишнюю придирчивость к авторам. Однако, провозгласив, что учебник дает возможность изучать материал на уровне, превышающем минимальные требования стандарта, надо и к учебнику предъявить требования, превышающие минимальные. Ошибкой является утверждение о том, что в DOS именем клавиатуры является CON. Это имя соответствует консоли, то есть стандартному устройству ввода-вывода. Если ученик запомнит неверное определение, он не сможет понять смысл правильных команд типа COPY имя_файла CON. И это только один, и не самый яркий пример неточностей в изложении материала.

Классическим “яблоком раздора” при изучении информатики и программирования является отношение к оператору безусловного перехода. Мне кажется, что авторы учебника совершили ошибку даже не в том, что допускают регулярное использование оператора GOTO в программах, а в том, что вводят его одним из первых, ДО ТОГО, как появляется оператор цикла. Тем самым нарушается принцип структуризации программ, что приводит к нечеткости мыслей авторов этих программ. Это давно и убедительно показано (доказано) в профессиональной литературе по теории программирования.

В целом же изложение материала придерживается привычной, годами отработанной схеме курса информатики. Учебник не требует от школы и от учителя ничего сверхъестественного ни в подготовке к уроку, ни в материальном его обеспечении. Можно только приветствовать разумный консерватизм авторов при изложении курса, рассчитанного на массовую школу.

Отдельную благодарность можно выразить издательскому дому “Дрофа”, чьи книги приятно держать в руках. Этот учебник не исключение — он качественно издан, практически лишен опечаток и технических ошибок. Как было верно сказано в одной книге, “все ошибки являются собственностью породивших их авторов”.

Подводя итог рецензии, надо сказать, что книга может стать хорошим помощником, правда не ученику, от которого она требует дословного следования изложенному материалу, а учителю, который получит в руки практически готовый конспект для своих уроков. Не забудьте только неформально скорректировать допущенные авторами неточности и ошибки!

В.Шахнович, 1999


Ускорить появление интересующих вас материалов можно. Пишите, просите, требуйте!
Назад, в Кучу-малу
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  Школа N 2 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Публикация материалов сайта grusha.ru разрешена только при указании ссылок на страницу первоисточника    

Последнее обновление:
11.05.2006, 10:38