На сервере
с 10.01.2002

Чернышов Илья
О Джордже Соросе на вулкане Дзендзур

В этот день, шестого июля, нам предстояло покорить наш первый вулкан - Дзендзур. На пути к нему находился перевал Сороса1. Назван он так в честь американца за его вклад в развитие туризма на Камчатке и Камчатки в целом. Интересно, а сам он был там?

Днем ранее мы прошли от базы Национального природного парка "Налычево" семнадцать километров, и, хоть это далеко не самое большое пройденное нами расстояние, тот день, по утверждению почти всех членов группы, был самым тяжелым. Так что подъем в шесть часов утра не давал уверенности в том, что за такое время (8 часов сна) мы успеем восстановить свои силы. Тем более, что за ночь спустился туман, и в радиусе 40-50 метров что-нибудь разглядеть было трудно2. Тем не менее, через полтора часа мы двинулись на покорение вулкана.

Первые препятствия не заставили себя долго ждать. От самого начала и почти до середины пути нам сопутствовали мокрые камни3, поэтому ходить надо было очень осторожно. Приходилось также совершать многочисленные маневры "по воде" и булыжникам на разные берега речки Желоб.

Как только мы пересекли в последний раз реку, возникла новая трудность. Предстояло взобраться на крутой снежный склон (добавлю, что почти весь наш путь в этот день пролегал по снегу). Многие остановились в недоумении, а два или три человека, в том числе я, попробовали на него взбежать. Но безуспешно: дальше, чем до половины никто не добрался. После этого начальник очень медленно и осторожно начал подниматься по склону, оставляя за собой маленькие ямки в снегу4, в которые последующим было достаточно трудно попасть, но все достигли конца склона с первой попытки. Через некоторое время мы оказались на поляне, поросшей рододендроном - вечнозеленым кустарником с желтыми цветами.

Пройдя еще немного, кто-то обнаружил медвежий след, причем не очень давний. начальник принялся фотографировать пейзажи, а мы - отдыхать. Тут внизу, на камнях появились два зверька - суслика, которых местные жители называют "еврашками". Они ловко прыгали по камням и стучали по ним же хвостами. Это была не единственная наша встреча с этими животными.

Следующий этап пути пролегал через ольшаник, при прохождении сквозь который на впереди идущего стряхивалось такое количество воды, что приходилось меняться через 15 минут для того. чтобы одежда чуть-чуть высыхала от согревания телом. Стоит отметить. что особого внимания на окружающие меня пейзажи я не обращал, так как было тяжело идти, да и туман не давал наслаждаться природой.

Наконец-то кончился ольшаник, как начался подъем вверх, длившийся, как нам тогда показалось, целую вечность. Мы не смогли дойти до перевала каких-то 300-400 метров потому, что двое участников чувствовали себя плохо и всей группе пришлось спускаться. Остается только жалеть, что не хватило совсем чуть-чуть. Я в этом виню лишь туман. который очень сильно осложнил нам жизнь.

Спуск вниз оказался необычайно легким, а рюкзак за спиной очень помогал, так как не давал падать вперед. В основном, все скользили по снегу как на лыжах, и расстояние, на которое мы поднимались часа три, теперь проходилось за 40 минут. Как только показался ольшаник, дети стали приготовлять обед, а начальники разожгли огромный костер из пары фантиков и абсолютно мокрых дров. Все поели и немного подсушились, после чего дойти до лагеря не составляло больших проблем. Вот последние перекаты - и мы уже у наших палаток.

Ходили мы порядка 10 часов, промокли все насквозь, и весь оставшийся день провели у костров для просушки вещей. К слову, если бы мы пошли на вулкан на следующий день, было бы еще хуже, так как с утра до ночи шел мелкий дождь, а туман не рассеялся.

А вот некоторые вещи, которые особенно поразили воображение:

Акустика. Перед спуском, когда начальники пошли выяснять (в очередной раз), куда идти дальше, и расстояние ближайшего из них до нас было порядка 100 метров, они начали переговариваться по рации, и все было слышно так, как будто человек стоит совсем рядом.

Птица. Куропатка сидела на камне на высоте порядка 1300 м. над уровнем моря, когда до ближайшего источника пищи - около 400 м. (по разнице высот). Это очень удивило5. Она неподвижно сидела так, что изволила повернуть голову лишь тогда, когда к ней подошли на расстояние 5-10 метров.

Остается только надеяться, что представится еще одна возможность съездить на Камчатку, и тогда я обязательно достигну не сдавшуюся пока вершину!

Комментарии руководителя

1. Джордж Сорос, американский миллионер и меценат, пожертвовал немало своих денег на развитие природоохранной системы Камчатки. Решением Дирекции Национальных природных парков Камчатки  именем Сороса назван перевал в Жупановской группе вулканов. Сам Сорос на этом перевале никогда не был.
  2. Автор ошибается с оценкой прозрачности тумана во время радиального выхода. Из нашего лагеря было видно оба противоположных склона долины, а это расстояние никак не меньше нескольких сотен метров (по моей оценке - около 800). При дальнейшем движении видимость иногда уменьшалась до сотни метров, в этом случае группа останавливалась и дожидалась ее улучшения. В очевидных случаях движения вдоль ручья и на обратном пути (по собственным следам) мы позволяли себе идти при видимости менее 500 м.
  3. Мокрые камни на Камчатке совсем не такие, как в других горных районах. Пористые вулканические породы имеют очень шершавую поверхность, создающую огромное трение при соприкосновении с любой обувью. Идти по таким камням безопасно в любую (без снега) погоду. По крайней мере, так было на всем протяжении нашего маршрута. Возникает другая проблема: на острых и шероховатых камнях быстро стираются резиновые сапоги, другая обувь. Это следует учитывать при подготовке снаряжения.
  4. Крутой снежный склон и "маленькие ямки в снегу", описанные в статье, были всего-навсего обычным полурастаявшим снежным карнизом на перегибе склона. Я протоптал в рыхлом фирновом снегу пять или семь ступенек, по которым без труда поднялась вся группа.
  5. Куропатка, о которой пишет Илья, была встречена нами на старых лавовых потоках вулкана на высоте примерно 1000 м. На Камчатке на такой высоте располагаются горные тундры, где можно без труда найти и кустарниковые заросли, и травянистые площадки, и многочисленных представителей животного мира. Автор ошибся потому, что в момент встречи мы находились на большом снежном поле, уходящем в плотный туман, края которого не были видны. Создавалось впечатление безжизненной высокогорной снежной пустыни. Из-за недостатка опыта Илья не увидел, что мы шли вдоль заснеженного ручья, склоны долины которого видны были неясным серым контуром. Автор статьи не мог знать о том, что чуть в сторону располагались травянистые полянки, которые руководитель обнаружил во время очередной разведки пути движения.

Предыдущая глава  |  Камчатская экспедиция  |  Следующая глава

Сказки

FAQ

О Груше

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018