На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

Мишина Женя
О пещерных городах Крыма
(впечатления экскурсанта)


I

     ...Мы идем очень долго. И все время вверх. Сначала у меня начинается одышка. Затем пот, раньше выступавший деликатными капельками, начинает стекать за шиворот тоненькими струйками. От пота начинает зудеть спина, и лямки рюкзака, разбухнув, режут плечи. Начинает кружиться голова. На миг представляю: я легкий дубовый лист, меня отрывает от дерева и несет по ветру, мимо гор, до самой реки.

II

     ...Следующий проблеск сознания через несколько минут. Мы все уже без рюкзаков, у самого входа в скалу с надписью: "Чуфут-Кале. Пещерный город". Я сижу у самого обрыва. Смотрю на свои гады. Великолепный вид. Маша неловко шагает по краю скалы и спотыкается о носки моих грязных бот. На миг представляю: Маша, раскинув руки и ужасно вопя, летит вниз. Ее клетчатая рубашка развевается, как крылья диковинной птицы. Закрываю глаза...

III

     ...Иду по мостовой пещерного города. Между камней пробивается трава. Мои товарищи, громко визжа от радости, лазают по многочисленным ходам в скале. Это - военные укрепления. Наш экскурсовод - немолодой мужчина (как выяснилось позже - единственный за последнее время исследователь этих мест, автор нескольких книг), щурясь от яркого солнца и ветра, с удовольствием рассказывает о городе. Оказывается, из этих пещер очень удобно вести обстрел врага. Интересно, что по его сведениям, никто так и не пытался покорить Чуфут-Кале.

     Мы проходим по узкой мощеной мостовой. По обеим сторонам - заросшие кустарниками развалины домов. Узнаем, что в то беспокойное время ни один дом не был повернут окнами на улицу. Все двери и окна выходили во внутренний двор. "Мой дом - моя крепость" - объясняет экскурсовод.

     Странные люди, непонятно откуда пришедшие, населяли этот огромный город. И хотя название крепости "Чуфут-Кале" переводится как  "еврейская крепость", я так точно и не уяснила их национальность. В моем сознании их культура и убеждения отпечатались как странная смесь христианства, мусульманства и язычества.

     Выходим на открытую площадку. Сокрушительный ветер. У самого обрыва стоит маленькая, прекрасно сохранившаяся часовенка. Это - мавзолей Джанике-Ханым, любимой какого-то хана. Подзадоренный нашим вниманием, экскурсовод все с большим удовольствием делится с нами своими знаниями. Он рассказывает две версии, две легенды о Джанике-Ханым. Предлагает на выбор две: любовную и медицинскую. Девочки - за любовную, ребята - за медицинскую, но их всего шестеро. Любовная проста: Джанике-Ханым, дочь богатого хана, полюбила пастуха и тайно с ним встречалась. Прознав про это, ее отец казнил пастуха. От горя Джанике-Ханым сбросилась со скалы.

     Медицинская версия как-то правдоподобнее: будто бы она была самой любимой и самой болезненной женой какого-то хана. Кто-то посоветовал хану отправить ее на Чуфут-Кале, где был великолепный воздух. Кроме того, караимы славились как искуснейшие врачи. Но даже после этого Джанике-Ханым вскоре умерла (все понимающе переглядываются: на таком ветру и здоровый заболеет!) Так или иначе, на самом краю обрыва стоит в ее честь небольшой мавзолейчик.

     С высоты шести сотен метров открывается незабываемый вид. За разрушенной часовенкой - огромная "двухкомнатная" пещера. вероятно. хранилище продуктов одного из зажиточных караимов. Версия использования этой пещеры для туристов: "Мол, это и есть известная в свое время отвратительными условиями содержания караимская тюрьма для особо важных заложников. Больше всего поражает, как терпеливо и долго необходимо было работать, чтобы вырвать у скалы такой кусок.

     Караимы были людьми крайне консервативными, сумевшими сохранить все свои устои до девятнадцатого века. Здесь сохранялось средневековье даже тогда, когда везде уже заканчивалась эпоха Возрождения. Но к концу XIX века эта нация начала потихоньку распадаться, растекаться по всему миру. Последним человеком, оставшимся в Чуфут-Кале, был Авраам Фиркович, тоже караим по происхождению. Он-то и был основным и почти единственным исследователем этого народа. В добавок ко всем его заслугам, он еще и собрал огромную библиотеку древних рукописей. Дело в том, что по старинной традиции караимы, как и многие другие народы, не выбрасывали старые затертые религиозные свитки, а вмуровывали их в стены храмов. Зная это, Фирковичу удалось собрать богатейшую коллекцию рукописей, теперь хранящихся в Питере. На Чуфут-Кале сохранился его дом - многокомнатный, одноэтажный, обмазанный белой штукатуркой.

     Довольный экскурсовод решил нам показать больше, чем обычно. Мы охотно согласились. Через Южные ворота, обычно закрытые для посетителей, мы спустились вниз по узкой тропинке к кладбищу. Через каменные ворота мы вошли в дубовую рощу. Всюду, куда ни посмотри, были видны надгробия - одинаковые двухвершинные каменные плиты с надписями на древнееврейском. все плиты одинаково ориентированы: так, чтобы ноги умершего смотрели на запад, а голова - на восток. Нам объяснили, что на надгробиях были указаны лишь род, к которому принадлежал умерший, и дата смерти. Причем с последними возникла определенная путаница. Насколько я поняла, дата смерти может расшифровываться по-разному, в зависимости от того, в каком направлении читать. Кто-то из более поздних исследователей даже обвинял Фирковича в подделке надгробий. Чепуха, по-моему. Так или иначе, погрешность в определении возраста кладбища составляет около 1000 (тысячи!) лет. Сущий пустяк!

     Дубы у караимов были священными деревьями (вот еще от язычества), поэтому традиционно хоронили исключительно в дубовых рощах. Но хоронить здесь можно было лишь коренных караимов. Кладбище было огромным, шумели древние дубы. Несколько минут мы постояли молча.

     Потом мы благодарим экскурсовода и покупаем несколько его книг (спросить у В.И. Шахновича)

IV

     ...Сидим у подножья Чуфут-Кале. Едим сушеные бананы. Группа экскурсантов, запыхавшихся, потных и сердитых, как раз перед нами. Не хотят подниматься выше. "Вы говорите, вы устали - говорит экскурсовод, - Это вам тяжело?" И он показывает на нас, довольных и веселых детей с большими рюкзаками. Еще раз прокручиваю в голове слова "Чуфут-Кале", "караимы", "Фиркович". На секунду представляю себе этот вид со скалы, на которой мавзолей Джанике-Ханым: лесистые горы с расщелинами от стекавшей здесь когда-то воды, в долине между ними белое пятнышко - селение. Подморенник и злаки пробиваются между камнями.

     Одеваю рюкзак и иду вверх. Сначала начинается одышка...


Предыдущая история  |  Назад, в Кучу-малу  |  Следующая история
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  Сказки 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
11.05.2006, 11:10