На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

Цетлина Вера
Что делать с пострадавшим, если он(а) пострадал(а) на перевале?


     На самом деле не имеет значения: на перевале или нет. Гораздо важнее, что чувствует в этот момент сам пострадавший, окружающие его люди, а главное, начальники группы. Так что, по-моему, эту тему нужно рассматривать кроме медицинской и технической еще и с этой стороны.

     Итак, кому-то стало плохо во время похода, например, на перевале. В нашей поездке в такой ситуации оказалась я. Не буду рассказывать медицину случившегося, так как толком и сама не знаю, да это и не главное. Мы остановились на пятиминутном привале и я поняла, что идти дальше не смогу. Сказала начальникам. Следующие десять минут все было, может быть, и здорово: все вокруг тебя прыгают, беспокоятся, заботятся, жалеют, ухаживают, лечат. Хотя, не зная что надо лечить, помочь сложно. Так что действительно очень важно сбегать к врачу перед походом, а не получать справку "на халяву", как многие из нас делали.

     Меня положили на "пенку" посреди леса, стали обильно поливать и поить водой, которой, кстати, всем не хватало. Потом несколько повысили уровень глюкозы у меня в крови посредством конфет и сахара, дали какие-то "колеса", о которых я не имела представления и сказали не двигаться.

     Ну, так, собственно, прошло около часа. Мне стало лучше, а остальные вполне успели отдохнуть и каждый поставил мне собственный диагноз. Все было отлично!

     Но не тут-то было! "Врачи" решили, что нести рюкзак я не могу, и мои личные вещи были раскиданы по несчастным рюкзакам несчастных детишек ("крошек"). Вы будете смеяться, но всю тяжесть моего рюкзака теперь составляла "пенка", на которую я должна была лечь, если мне опять станет дурно. Мне было сказано идти за вожаком - Вадимом Игоревичем, а после шел главврач - Сулимчик и непрерывно пытался меня лечить. В общем, я бежала впереди вприпрыжку и на вопросы: "Как ты себя чувствуешь?" - отвечала: "Лучше всех, это уж точно!"

     Все это, конечно, весело, но мне тогда было не до смеха. Я очень переживала, что торможу группу, что все несут мои вещи, что им тяжело, а мне легко. К тому же я не особо осознавала, что могло бы случиться, если бы я шла с рюкзаком. Я не оценивала риска - этим занимались начальники. С другой стороны, когда бедные усталые детишки приходили на место стоянки, они садились отдышаться и отдохнуть, а маленькая Верочка сразу бежала за дровами для костра (надо же было тратить энергию!..) Так что во всех минусах есть свои плюсы.

     Итак:

     I. Необходима хорошо укомплектованная аптечка, о которой каждый из участников похода должен иметь полное представление. Каждый из участников похода должен пройти хотя бы какое-нибудь обследование.

     II. Четкое согласование действий начальства, пострадавшего и остальных участников группы.

     III. Нужен достаточно сплоченный коллектив, короче, чтобы каждый заботился о каждом, а не только о себе.

     IV. Не акцентировать внимание на пострадавшем. Мне кажется, нужно изображать, что все ok и ничего не произошло.

     V. Объяснить пострадавшему, что все предпринятые меры необходимы (если он этого не понимает).

     VI. Пострадавший должен молчать, но его должны слушать.

     Все последнее, то есть I-VI, это то, что бы я делала, если бы пострадал кто-то рядом.


Примечание руководителя.

     Обычно туристские группы, особенно детские, не афишируют несчастные случаи, травмы, болезни и другие неприятности, случившиеся во время похода. Делается это потому, что руководители боятся выводов, которые может сделать школьная администрация, родители, другие заинтересованные лица. Однако, давно известно, что учиться лучше на чужих ошибках. Как же это будет возможно, если никто о них не рассказывает? Мы не считаем эту историю чьей-то ошибкой. Такое возможно (не дай бог!) где угодно и с кем угодно. К этому надо просто себя готовить.

     Медицинское обеспечение нашего похода было построено на нескольких важнейших принципах:

1. Каждый участник предоставил медицинскую справку по "полной программе". В такой справке должны быть указаны ФИО, прямое разрешение на участие именно в туристском походе (а не отдыхе в лагере, пансионате, на турбазе), категорию сложности, сроки похода (месяц, год), район похода. Справка заверяется подписью врача, удостоверенной его личной (именной) круглой печатью, которая, в свою очередь, заверяется треугольной печатью "Для справок" или "Для больничных листов" лечебного учреждения (справка "Для рецептов" не годится). Справка оформляется на бланке лечебного учреждения, в противном случае наверху справки ставится прямоугольный штамп организации, выдавшей справку. Внизу ставится дата выдачи. Справка, выданная обычной поликлиникой действует в течение трех месяцев, включая дату окончания похода.

Такой порядок оформления гарантирует руководителю, что к нему не будет претензий по поводу болезней, которые участник "увез с собой" из дома и которые проявились в походе. Необходимо только внимательно и требовательно принимать от детей эти документы.

В идеале, вся группа должна пройти медицинское обследование в специализированном лечебном учреждении, работающем со спортсменами. Раньше они назывались ВФД - врачебно-физкультурный диспансер. Сейчас их переименовали в "поликлиники восстановительного лечения". Ближайшая ко Второй школе такая поликлиника (N 6) расположена от нас буквально в 500 м. на нашей же улице Фотиевой. Прохождение обследования в такой поликлинике практически исключает случаи выпуска на маршрут детей, которые не смогут его (маршрут) пройти. Врачи, работающие там, прекрасно осведомлены о трудностях предполагаемых категорий сложности маршрутов и нагрузках, которые возможны в походах. Обследование занимает от 30 минут до 2 часов и дает право на походы в течение ближайшего полугода (вместо 3 мес. в обычной поликлинике).

2. Мы работаем с этой группой уже три года и знаем все "болячки" наших детей "как облупленные". Перед каждым походом один из руководителей проводит беседу со всеми родителями о хронических и других болезнях участников похода.

3. Мы не жалеем денег на аптечку. Это одна из крупнейших статей хозяйственных расходов группы, которая выполняется в первую очередь. Обновление аптечки - практически стопроцентное, поскольку лекарства имеют срок давности, и делается перед каждым походом.

4. Описанная ситуация случилась в самый трудный день любого похода - третий, когда организм уже устал и еще не втянулся до конца в рабочий режим. Кроме того, в этот день было очень жарко, практически весь путь не было возможности пополнить запас воды. Элементарные меры: тень, обильное питье (из резерва группы), покой и отдых в течение почти двух часов, прием витаминов и глюкозы - дали хороший результат. Кроме того с "потерпевшей" был снят  весь груз. В дальнейшем вся группа ориентировалась на темп движения "пострадавшей". Рабочий день был досрочно завершен и группа хорошо отдохнула. Еще два дня после этого "пострадавшая" шла практически налегке.

5. Маршрут был построен так, чтобы иметь возможность дополнительного отдыха до двух суток и эвакуации из любой точки в течение нескольких часов (своими силами). Говоря конкретно об этом случае, через два часа после обморока мы имели возможность отвезти ребенка машиной в любую больницу Крыма. Мы не сделали этого, взвесив все "за" и "против", доверившись нашему многолетнему опыту руководства детскими группами.


Предыдущая история  |  Назад, в Кучу-малу  |  Следующая история
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  Школа N 2 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Публикация материалов сайта grusha.ru разрешена только при указании ссылок на страницу первоисточника    

Последнее обновление:
11.05.2006, 10:09