На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

В.Шахнович
Краткие итоги
похода V категории сложности, июль-август 2006 г.


Формальные (числовые) данные

  • Протяженность активной части маршрута - 223 км*1.15=256 км
  • Продолжительность активной части маршрута: 20 дней
  • Сроки похода: 21 июля - 9 августа 2006 года
  • Пройдено 9 перевалов, из них:
    • н/к - 3 шт,
    • 1А - 2 шт,
    • 1Б - 4 шт.
  • В режиме первопрохождения пройдено 5 перевалов:
    • Перевал Дмитрия Подкаминера, 1Б-2А. Название перевалу дано в честь Дмитрия Подкаминера, известного новосибирского туриста и альпиниста, трагически погибшего в горах Алтая в мае 2006 года.
    • Перевал Попова, 1А*. Перевал назван в честь Попова Игоря Федоровича, Заслуженного путешественника России, Мастера спорта и Старшего инструктора по туризму, нашего Учителя, которому в 2006 году исполнилось 75 лет.
    • Перевал Лама, 1Б. Назван так потому, что накануне его первопрохождения, когда группа искала путь прохода в следующую долину, на гребне перевала появилось животное, которое мы почему-то приняли за ламу :) Скорее всего, это была кабарга или кто-то еще, но, в любом случае, этот зверь указал нам точное место будущего перевала.
    • Перевал Песочный, 1Б. Назван так за очень мелкий обломочный материал, практически песок, которым покрыт гребень и часть склонов перевала, что создает большую трудность при подъеме на него.
    • Перевал Иркутянин, 1Б. На перевале обнаружена записка группы иркутян от 1994 года, снявших, в свою очередь, записку группы из Эстонии от 1979 года. Таким образом, мы посетили этот перевал третьими и сделали второе его сквозное прохождение (эстонцы прошли перевал в составе траверса части хребта). Записка иркутян была сложена вчетверо и сильно промокла. На сильном ветру, боясь, что полуистлевшая бумага порвется, мы не стали ее полностью раскрывать. Поэтому, когда читали название перевала, оставленное предшественниками, мы ошиблись. Вместо правильного названия "Перевал Иркутянин" в своей записке на перевале мы оставили название "Перевал Иркутский". Просим будущие туристские группы исправить эту досадную ошибку и называть перевал "Иркутянин".
  • Разведано и сфотографировано несколько десятков возможных новых перевалов района
  • Перепад высот по нитке пройденного маршрута составил 12530 метров, из них:
    • Набор высоты - 6420 метров
    • Сброс высоты - 6110 метров
  • ...

Дополнительные сведения

Большой Саянский хребет состоит из ряда обособленных массивов: Пограничный, Сархойский, Сурхойский, район пика Топографов, Окинское плато и других, частота посещения которых туристскими группами сильно разнится. По рекомендации Михаила Васильева (Москва) мы выбрали наиболее труднодоступную и редко посещаемую часть хребта, куда туристские группы заглядывают один раз в 10-15 лет.

Основной задачей, которую мы перед собой ставили, было прохождение маршрута, проложенного через наиболее высокогорную и труднодоступную часть хребта, поиск новых перевалов в районе. На базе эталонного маршрута пятой категории сложности N??? нами был запланирован логичный, насыщенный техническими препятствиями маршрут, представляющий собой практически полное туристское первопрохождение. По оценке одного из членов МКК, рассмотревшего нашу заявку, запланированный маршрут имеет шестую категорию сложности.

В максимальном варианте мы планировали за 20 дней пройти более 370 километров с более чем 20-ю перевалами, без единой дневки. Мы понимали, что максимальный план возможен только при очень удачном стечении обстоятельств: отличная погода, хорошее самочувствие группы, удачный поиск мест расположения новых перевалов. В минимальном варианте мы должны были обязательно изучить верховья рек Обогол, Сархой, Хараганта, найти и пройти там перевалы через отроги главного водораздела Большого Саянского хребта. Говоря коротко - планировался траверс Большого Саяна практически по линии государственной границы России и Монголии. В минимальном варианте группа имела возможность пожертвовать прохождением хорошо изученной части хребта к западу от г.Мунку-Сардык и двумя акклиматизационно-техническими кольцами в начале маршрута.

4 июля 2006 года в предгорьях Окинского района Бурятии выпало до 20 сантиметров снега. Начало лета оказалось очень холодным и дождливым. 11 июля продолжающиеся несколько дней ливневые дожди вызвали в нескольких районах Бурятии сильное наводнение. МЧС республики объявило чрезвычайное положение. Уровень воды на ряде горных рек поднимался на шесть (!) метров. Река Ока в районе районного центра Орлик поднялась на три метра и вплотную подступила к домам поселка. Трасса Монды-Орлик во многих местах была размыта, разрушения дороги составляли до 150 метров. Рухнуло несколько опор линии электропередач и район на несколько дней остался без электричества. Буквально за два дня до нашего приезда, когда вода в реках уже спадала, при переправе через р.Оку вода перевернула колесный вездеход "Урал", водитель погиб.

20 июля наша группа прибыла в район путешествия. Еще не завершившееся до конца наводнение создало ряд трудностей при подъездах к началу маршрута и при организации заброски в горы. Размытые горные дороги, значительная часть которых проходит просто по руслу рек, а также страх местных жителей не позволили нам воспользоваться планировавшимся подъездом на базу геологов на озере Дозор-Нур с использованием вездеходов "Урал". Вместо них нам предложили начало маршрута совсем в другом месте - в верховьях реки Сенца. Этот вариант полностью ломал идею маршрута, делал невозможным ряд других наших задумок.

В результате трудных переговоров, выезда руководителя группы вместе с проводниками на разведку вверх по долине р.Тисса, удалось договориться о варианте подхода к началу маршрута с использованием проводников на лошадях. Проводники должны были обеспечить быстрый и безопасный проход вверх по Тиссе, помочь группе на незапланированных переправах через вздувшиеся боковые притоки, подвезти часть нашего груза. Замена 70-километрового подъезда на вездеходе 70-километровым пешеходным переходом по трудной горной тропе со всем набором возможных препятствий (грязь, болота, камни, броды и проч.) отнимала у группы несколько и без того дефицитных дней, а также массу сил.

...

---Продолжение следует---

 

Составил: В. Шахнович

 


Назад, на Большой Саян 2006 г.
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
27.10.2007, 17:28