На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

© журнал «Родина-Ru» №3(73)-2018
© И.Ф.Попов

НА ПЛЕЧАХ ГИГАНТОВ


«Патриарх?» – впервые слышу, чтобы так «обзывали» меня!

Как говорил ещё А.А. Остапец, «Мы все стоим на плечах гигантов, что были ещё до нас». Ведь патриарх туризма, в моём понимании, это не путешественник типа Почётного члена нашего ЭЦДЮТЭ «Родина», который лично для себя преодолевает всякие океанские или горные трудности, фиксируя их в своём убогом дневнике-книге, а какой-то богатей его и его семью спонсирует, давая право называться «профессиональным путешественником». Чушь какая-то!

Первые походы, что я делал, были с ночлегами в шалашах из веток, методику изготовления которых мне дали корифеи отечественного туризма ещё довоенных тридцатых годов прошлого века. И только потом я увидел брезентовые палатки, заменённые ещё позже палатками из более современных материалов: верёвки пеньковые – на капрон, нейлон и ещё чёрт знает что! Но стали они от этого очень хорошими, лёгкими, прочными. Были у нас поливинилхлоридные шуршащие плащи, что рассыпались в прах при морозе даже в минус пять градусов. Потом появились поролон, пенопласт, полиэтилен, заменитель ватных изделий. Ученики удивляются: «Как вы ходили в «пятёрки»? Такие большие расстояния, с трудностями – и с таким снаряжением?» Щи и супы с борщами были у нас в походах не в лёгких бумажных пакетах, а в стеклянных банках! Несли эту тяжесть в рюкзаках. Карт не было, а шли по схемам, нарисованным от руки. А в продаже были не «карты», а одно название: «шестикилометровки», специально искажённые по углам и другим геодезическим нормам. Это чтобы враги из-за океана и всякого другого Запада по ним заблудились, и не смогли точно обозначить у нас военный объект. «Русская ракета целится в зенит: и зимой и летом мать твою хранит!» От таких карт погибло столько наших собственных туристов! Хотя за кордоном спокойно продавались карты наших территорий даже 1: 100.000 («километровка»).

Да, идея туризма – перемещение человека по планете. Она как была, так и осталась. Сейчас некоторые «деятели от туризма» хотят называться туристами, даже не ходя в туристские походы. Разве такое возможно? Оказывается, возможно – да ещё как! Даже значок Мастера спорта по туризму к «пиджаку» цепляют.

Корифеи туризма описывали современную им методику проведения походов, для своего времени. А время-то идёт, наука и техника прогрессируют, производство не стоит на месте. Меняется всё! Но оказалось, что почему-то не меняется только методика обучения учебному предмету, путь достижения цели, и задачи обучения и воспитания.

Если бы сегодня взять на вооружение то, что в книгах моей молодости предписывали делать корифеи, то я должен был бы кусочки пористого кирпича замочить на ночь в керосине, завернуть их в детскую жёлтую клеёнку (чтобы не пахло и не портило содержимое рюкзака). И получится это – растопка для костра в ненастную погоду! Хотя кусочек древней свечки или берёсты и сегодня и можно, и полезно взять с собой, будет не лишним. А вот для освещения всего зимнего лагеря сегодня уже надо брать оргстекло. Воткнув подожжённый конец пластины из оргстекла, мы при установке лагеря будем чувствовать себя комфортно даже в полярную ночь.

Поэтому я для себя решил: если уж стал учителем, то буду учить детей тому, что знаю сам. Ведь ещё К.Д. Ушинский сказал, что учитель кончается тогда, когда перестаёт сам учиться. И знать я поэтому должен одинаково хорошо и старое, и новое. И ведь учусь я!

Не пишу я книг по туризму только потому, что тогда не хватит мне времени на обучение своих учеников. А через 10-20-50 лет книжка, на которую было потрачено время – неизбежно устареет. Так что на вопрос «Вы стояли у истоков детского туризма?» – ответ однозначный: «Нет, не стоял, и не мог стоять!»

Учителем в туризме у меня была сама жизнь, то есть люди, которые меня окружали. Чистый туризм у меня начался слишком поздно. До него был, прежде всего, спорт – лёгкая атлетика, мотогонки, лыжи, стрельба (пятиборье). Это уже после него появился в моей жизни туризм. Но вот знания, умения и практические навыки, нужные не только для туризма, но и в быту, и в других условиях, я получил задолго до открытия мною такого вида спорта, как туризм. Об этом я расскажу отдельно.

Настоящий патриарх туризма – это человек, который объясняет методику проведения своих походов с детьми. К таким я отношу:

Губанов Николай Михайлович. Учитель, 70 лет ходивший в походы, а родился он ещё в 1873 году.

Игнатенко Александра Сергеевна. Ещё до войны готовила туристов и альпинистов, из которых в Великую Отечественную формировала горно-стрелковые отряды для обороны Кавказа. Стояла у истоков Московского городского клуба туристов и его горной секции. Многие ведущие туристы страны, такие как Ю. Гранильщиков, Г. Ким, Б. Коновалов, И. Васильев и другие, считали её своим учителем.

Крайман Матус Иосифович, в туризме более 70 лет, с 1926 года. Из них с детьми, как педагог – более 60 лет.

Щербаков Николай Николаевич. Учитель физического воспитания и учитель труда в школе, где училась Зоя Космодемьянская с братом-танкистом – Александром. В этой же школе позже воспитывался у него известный полярник Шпаро Дима.
Николаю Николаевичу не было и 20-ти лет, а пришлось командовать батальоном. Преодолевал в Германии реки с облицованными гранитом стенками-берегами, а многие солдаты у него не умели плавать, и тонули. Дал себе слово: если выживет, то будет учить детей плавать. Выжил в огне войны, и слово, данное перед своими погибшими солдатами, выполнил. Окончил Малаховский техникум физической культуры и стал учить детей плавать. Занимался с детьми водным туризмом на плотах. На притоках Волги выполнял с ними краеведческие гидрологические исследования – самодельными (!) приборами. Был шефом музея боевой славы в Снегирях. Написал книгу: «Мы плывём под парусами (книга для учителя)», М. 1987.

Берман Александр Ефимович, автор чудесной книги для участников и руководителей школьного туризма: пешего, лыжного, водного. А всего – написал несколько книг, посвящённых туризму.

Менделевич Сергей Владимирович, ученик «Капитана Гранта», редактор газеты «Вольный ветер». Написал методическое пособие для старших пионервожатых «Пора в поход!»

Ярошенко Виталий Владимирович, вот он – патриарх, как и Валентин Михайлович Куликов и Донара Аркадьевна Шенкман, которая в свои почти 85 лет продолжает работать в ЦАО.

Дихтярёв Виктор Яковлевич. «Вэ Яка», своего одногодка, тоже отношу к этим самым, патриархам.

Алексеев Алексей Алексеевич (1950). Своего ученика по средней школе № 750 в Лосинке тоже отношу к патриархам.

Конечно, относятся к ним и Болдырев Сергей Николаевич, Власов А.А. (вело), и Васильев И.В. воспитавшие много туристов-педагогов; Аверин Лёня, Варламов Володя, братья ВолковыНиколай и Борис, Огородников Борис, Гранильщиков Юра.

Добкович Владимир Владиславович (1907-1983) из ЛГУ – вот настоящий патриарх! «ДОБ» как его нежно-уважительно называли в наше время, был первым человеком, у которого я профессионально учился туризму. Но он не оставил во мне… не сделал меня туристом, хотя Вуокса на лодках и Карельский перешеек на лыжах с ним были пройдены.

Шмелёв Михаил Михайлович, в московском Доме учителя ходил к нему на занятия.

Потресов Александр Сергеевич из дома пионеров Ленинского района Москвы, очень был интересный человек. Общался я с ним: он и фотограф, и историк, и конструктор байдарок и прочей всячины. Он нашёл (реконструировал) путь «из варяг – в греки». Сегодня мне его стиль работы напоминает наш Дима Плоткин, который с детьми из ЭЦДЮТЭ «Родина» пробивался путём Петра I с будущим флотом.

Так что понемногу набирался…

Смолин Пётр Петрович, из МГУ. Профессор, биолог (в основном орнитолог), знаком мне ещё с детдома. Детдомовские помещения на реке Горетовка перешли потом к МОПИ, и стали биостанцией. Он же мне давал рекомендацию в действительные члены Географического общества в 1974 году.

Сбор-поход IV категории сложности для учителей Москвы, что провёл Виталий Владимирович Ярошенко в Горном Алтае для нас, мне очень много дал и многому научил. Познакомил с разными системами учительства и взглядами на туризм. Выбрал свой путь, так как с 1961 года я работал не в школе, а в интернате-гиганте на окраине леса «Лосиный остров», где были дети, брошенные родителями. И коллектив интерната делал всё, чтобы воспитанники не чувствовали себя сиротами при живых родителях. Создал там группу туристов из учителей-воспитателей: Галя Латышева, историк, сейчас доктор исторических наук; Гербов В.Л., председатель МКК, историк; Виноградова К.М., литератор родом из Кологрива (туда поход); Куликов Виталий Михайлович; Губерниев Ю.Д., труд, велопоход с детьми в Крым из Москвы; Неделяева В.; Шнейдер Лёня, математик и географ, сейчас директор школы; Карелия, Соловки, Краснодон, по Волге до Астрахани; лыжный по Южному Уралу, археологические раскопки в Ольвии и другое. Старший воспитатель и директор тоже принимали участие.

Меня всю жизнь окружали хорошие люди. Простите меня, если забыл кого тут назвать.

24.10.2012 г.

Фото – из личного архива И.Ф. Попова


Предыдущая статья  |  Содержание РР-3(73)-2018  |  Следующая статья
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  Сказки 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
30.12.2018, 18:08