На сервере | |||||||
с 29.03.2002 с 10.01.2002 |
Вынужден признаться, что приступаю к написанию этого текста не без некоторого смущения и, не побоюсь этого слова, трепета. Слишком уж фрагментарным и (с высоты прожитых лет) недолгим было наше с И.Ф. общение – с 1982 по 1989 год. К тому же, в отличие от множества его коллег и учеников, я так и не вошёл в тот мир педагогов с большой буквы, дверь в который он мне открыл. Так что это ещё и смущение в некотором роде отступника, которому приходится восхвалять Учителя (здесь я полностью солидаризируюсь в написании с Вадимом Шахновичем), последовать за которым у меня не хватило отваги, преданности, веры и самоотверженности. И боюсь, что будет слишком много пафоса, плохо рифмующегося с брезентовыми рюкзаками, пропахшими костром анораками и сырыми палатками. Честно говоря, не очень хочется останавливаться собственно на туризме. Во-первых, я сильно не специалист и уж вовсе не спортсмен. Среди коллег и учеников Попова полно и тех, и других, и они наверняка найдут, что сказать и что написать. Во-вторых, к счастью, мне не пришлось испытать рядом с Игорем Фёдоровичем ничего такого экстремального, смертельно опасного, что смогло бы потеснить в моём восприятии значительность его личности. Скажем так: это всегда был Попов на фоне природы, а не Природа, приютившая Попова. И в-третьих, не сложилось у меня впечатления, что в основе его педагогического метода лежал «надрыв пупка», как у некоторых его коллег. Во всяком случае, некие упрёки в «недостаточной спортивности» в его адрес, витавшие в СЮТуре, всплывают у меня в памяти. Разумеется, туризм был здесь не случаен. Как не случайно было стремление убежать куда подальше от могучей поступи «развитого социализма», сидевшего у всех мало-мальски вменяемых людей в печёнке, селезёнке и во всех прочих местах. Наверное, учитель физкультуры и педагог от Бога Игорь Фёдорович Попов смог бы найти какое-нибудь другое обрамление для своего живительного общения с детьми (какие-нибудь легкоатлетические сборы, например), но весь его образ – благообразная окладистая борода, невысокий округлый силуэт, ласковые с хитринкой глаза, – ассоциировался в моём представлении со словом «пастырь» (как тут был к месту альпеншток!) А настоящий пастырь общается со своими овцами на свободе, на природе, а никак не в загоне, и уж ни в коем случае не в казарме. И в какой ещё другой обстановке можно было учить, проявлять заботу и быть абсолютно уверенным, что и то, и другое будет адекватно воспринято ребёнком? Я общался с Поповым в двух его ипостасях. Первая – руководитель группы в НТП («начальная туристская подготовка») в 1982-м на Северном Кавказе и СТП («средняя туристская подготовка») в Хибинах. Будь я на его месте, я бы точно себя удавил. Безмозглый неумеха-«лось», только что научившийся ходить с альпенштоком, университетское трепло и к тому же с гонором, насколько припоминаю. Я всё время куда-то лез, бежал отдельно от группы и вполне мог переломать себе всё, что угодно. Сколько раз потом в жизни, когда мне хотелось кого-то окоротить, высмеять, поставить на место, я вспоминал Игоря Фёдоровича и его бесконечное терпение. Я совершенно уверен, что про себя он 100% матерился и готов был оторвать мне голову, но когда на очередном привале мы оказывались рядом, единственное, что он говорил, это: «Хочешь сухарик?» Цену этому терпению и этой (очень рискованной) мудрости я понял только тогда, когда сам стал водить в походы детские группы. Вторая ипостась ПИФа – его ученики, «поповцы», которые стали ходить в составе моих групп. Именно тогда я воочию убедился в уникальности его педагогического мастерства, метода, чутья, называйте, как хотите. Знаете, что их отличало от всех других? Они были разные. И потому интересные. И доброжелательные. И потому с ними хотелось общаться. Не знаю, как сейчас, но в середине 1980-х я видел большое количество детских туристских групп, производивших прямо противоположное впечатление. Казалось, их выращивали какими-то индустриально-фермерскими методами, главное в которых было достижение некоего общего стандарта. А Попов представляется мне садовником, который давал каждому доставшемуся ему ростку возможность вырасти в нечто уникальное и ни на что не похожее, но готовое плодотворно сосуществовать с такими же разными и уникальными соседями. Скажу прямо, самым ценным, что было в моём 10-летнем опыте работы в детском туризме, это то общение, которое существовало во всех детских группах, с которыми мне пришлось работать. Наверное, это потому, что я сам больше про «потрындеть», чем про что-нибудь другое. Но то, что выросло, мне весьма симпатично, и я тешу себя надеждой, что в этом есть и моя заслуга, на 80% обусловленная счастливой встречей с Игорем Фёдоровичем Поповым, который оставил неизгладимый след в десятках и сотнях жизней, кроме моей. Об авторе: ВУЛИХ Михаил Ефимович, выпускник МГУ имени М.В.Ломоносова, учитель истории, туристский организатор Калининского района г.Москвы (1980-е г.г.), инструктор детско-юношеского туризма, инструктор спортивного туризма, ныне – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Студия Пифагор». г. Москва 2018 г. Фото – из личного архива И.Ф.Попова (середина 1980-х г.г.) Предыдущая статья | Содержание РР-3(73)-2018 | Следующая статья |
|
|||||
(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018 |
Последнее обновление: 30.12.2018, 17:50 |