На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

(с) С.М.Алхутов
ПОСВЯЩЕНИЕ ОТ ПОПОВА


Это история о том, как важно для хорошего педагога устроить ученику настоящее посвящение, в конце которого будет: «Встань, рыцарь, и будь признан». Сам педагог может не понимать, что он делает именно это, но разве важно, что он понимает? В конце концов, что педагог понимает, может знать только он. Важно то, что педагог делает.

В секцию Игоря Фёдоровича Попова я попал осенью 1983 года, сразу после настоящего похода первой категории сложности по Приэльбрусью с настоящим перевалом 1А категории трудности. В поход этот меня, восьмиклассника, водила моя (к тому времени уже не совсем моя) старшая пионервожатая Лена Васильева, с которой я ходил в походы с осени 1980 года. В конце похода я славно отметил день рождения – мы с ровесником Ильёй купили бутылку розового портвейна и распили её на платформе вокзала в Нальчике. Илья в свои пятнадцать был уже изрядно бородат, и ему продали. Словом, мы были уже совсем большие: когда родители тебе дают денег на мороженое, а ты тратишь их на «бухло», это верх самостоятельности.

Вообще подростку в этом возрасте важно-то что? Ему важны две вещи – самостоятельность и признание. Поэтому я пил портвейн в знак самостоятельности, но пил не один – собутыльник, очевидно, признавал во мне взрослого. Иначе что за удовольствие?

Помимо того, в этот же период жизни в знак самостоятельности я махнул из обычной районной школы в школу при Академии педагогических наук, в математический класс – как раньше говорили, оказия вышла, прошёл первый тур Ломоносовской олимпиады по математике, и нас таких набрал в ту школу известный популяризатор математики Константинов. А школа находилась в Сокольниках.

Так я попал в зону притяжения Сокольнического дома пионеров. Но я этого ещё не понимал. В конце концов не так уж важно, что я понимаю. Как заменитель мозгов в этом деле для меня выступил Вадик Шахнович, который в тот поход по Приэльбрусью ходил с нами вторым руководителем. Он сказал мне: «Серёга, приходи к Попову, ты ведь теперь наш, сокольнический». И я пришёл.

Компания в секции Попова оказалась интересная, в ней прижились «трудные» ребята, от которых Игорь Фёдорович (в отличие от большинства иных педагогов) не отказывался, и я нашёл в этой компании себя, так как тоже в некотором смысле был по жизни «трудным»… Я пытался таскать в походы «бухло» и пить с товарищами – мы отлично признавали друг в друге взрослых. Также я играл на гитаре и пел бардовские песни – так я получал признание в качестве гитариста и, возможно, души компании. Но быть взрослым и быть душой компании – это ещё не всё, и мой ум, которым я втайне гордился уже тогда, весь оставался на уроках математики. С признанием ума в подростковых компаниях тяжело. Во всяком случае, было тяжело в те самые восьмидесятые годы 20-го века. Умные – это «ботаны», а нормальный человек «ботаном» не будет, так ведь? Так тогда полагали мы.

Раз я втайне напился в походе в хлам. Таким лицом пьянство повернулось ко мне впервые. Мне стало стыдно уже ночью. За то, что «нажрался», и за то, что блевал. Как алкаш какойнибудь. К утру я немного проспался, но стыд не прошёл. Мне стало казаться, что признание во мне взрослого обходится слишком дорогой ценой.

Дела же в группе, между тем, шли своим чередом. Группа проснулась, позавтракала, и Игорь Фёдорович дал нам указание идти ломать толстые дрова. Почему ломать? Потому что в этот раз двуручной пилы у нас не оказалось, и потому, что методику разделки дров без пилы полезно знать всякому туристу. Впрочем, все эти «почему» могли находиться только в понимании Игоря Фёдоровича, а что педагог понимает – не так уж важно. Не будем додумывать за него.

Не будем додумывать – но методику изложить надо. Методика следующая. Берётся сухой ствол дерева, который мы собираемся пустить на дрова. Ствол вставляется в развилку дерева или щель между деревьями примерно на уровне груди. А дальше к этому стволу как к рычагу прикладываются усилия – если он очень толстый, то можно нескольких человек. Усилия надо прикладывать осторожно: когда ствол ломается, можно упасть и получить серьёзную травму.

Нам выпал в тот раз хороший ствол – толстый и длинный. Игорь Фёдорович подобрал для нашей работы нужную щель, мы засунули в неё ствол и уже почти, было, начали прикладывать усилия к тому, чтобы его сломать.

Но внезапно я своими похмельными мозгами отметил тотальное техническое несовершенство нашей работы. Мы сунули ствол в щель тонким концом. Тонким! А ведь по мере того, как мы будем ломать ствол, наше плечо рычага будет укорачиваться, а сама ломаемая часть – утолщаться! И это значит, что мы довольно скоро потеряем возможность наломать себе дров, причём самых интересных – толстых, которые горят долго и ровно.

И я сказал: «Стойте! Давайте сунем в щель толстым концом, пока плечо рычага длинное, а то потом не сломаем».

И Попов на это заметил: «Умного мужика нам Ленка Васильева прислала».

И тут в моей душе случилось такое, ради чего в мои пятнадцать я, может быть, согласился бы бросить пить, курить, травить неприличные анекдоты и на какое-то время даже щупать девчонок. Я почувствовал исходящее от отцовской фигуры признание меня как равного в самом главном, что останется со мной до конца жизни, а может быть, и после неё.

Я встал и был признан. С тех пор прошло 35 лет, но это посвящение я до сих пор воспринимаю как самое сильное в моей жизни. Кстати, пить и курить я на сегодня перестал, петь, играть на гитаре, травить анекдоты и щупать девчонок – нет, но к тому, во что посвятил меня Игорь Фёдорович, это не имеет никакого отношения.

Об авторе: АЛХУТОВ Сергей Михайлович, воспитанник детско-юношеского туристского клуба «Горизонт» (руководитель – И.Ф.Попов), психолог частной практики, мастер НЛП (Нейро-лингвистического программирования), член Союза писателей города Москвы.
г. Москва

2018 г.


Содержание РР-3(73)-2018
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
09.12.2018, 17:00