На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

(с) К.А.Смолин
ПЕРВОЕ РУКОВОДСТВО


В 1984 г. наша группа ходила в поход по Западному Саяну. Район удалённый и труднодоступный. Поход отличался автономностью и длительностью. Кроме того, для региона характерны неустойчивые погодные условия. Решиться на такое мероприятие можно было с группой, в участниках которой ты уверен. Группа к тому моменту существовала полтора года и прошла большое количество походов по Подмосковью в различные сезоны и поход на Кавказ.

Игорь Фёдорович всегда ставил перед нами цели. Одной из них была дальнейшая работа в детском туризме, его развитие и популяризация. В качестве практики мы делили ходовые дни между участниками и руководили по очереди, как ходовым днём, так и организацией бивака. Вечером у костра, за кружкой горячего чая, устраивались «разборы полётов», где обсуждались нюансы взаимодействия в группе, организация походного быта, общение, впечатления дня и пр. Но все эти дни проходили под контролем Учителя, который мог моментально остановить эксперимент в случае угрозы безопасности и здоровья. Надо сказать, что многие после его школы продолжили организацию походов, как в детском, так и в спортивном туризме.

Маршрут был пройден в соответствии с запланированной «ниткой» и без происшествий. Мы вернулись в Абакан и расположились на турбазе, на окраине города. Знакомились с городом, ходили в музеи, просушивали снаряжение – благо, дни стояли солнечные. И вот настал день отъезда – нам следовало сесть на поезд «Абакан–Москва» и через четыре дня оказаться в объятиях любящих родителей и вкушать домашние пирожки. Сборы группы после ночёвки не были сильной стороной нашего коллектива и могли затягиваться несколько больше разумного времени. Сборы на турбазе не стали исключением.

Примерно за полтора часа до отхода поезда часть группы – человек семь – была собрана, другие же продолжали совершенствоваться в этом процессе. Игорь Фёдорович обратился ко мне с вопросом, знаю ли я как добраться до вокзала. Получив утвердительный ответ, он дал поручение мне доставить собравшихся участников группы до вокзала. Я был очень горд оказанным доверием – в реальных условиях руководить группой без присутствия Игоря Фёдоровича.

Надо сказать, что у меня всегда была очень хорошая визуальная память и с топографией я дружил. Так что за три дня знакомства с городом я очень хорошо представлял расположение улиц и как GPS-навигатор моментально представил кратчайшую нитку маршрута до вокзала и примерный расчёт времени в пути. А вот общественному транспорту я не доверял...

Часы в то далёкое время были не таким распространённым гаджетом, как сейчас, и из нашей мини-группы оказались у меня одного. Где-то на 20-й минуте трёпа девушка попросила их отдать ей и одела себе на руку. Меня тогда это даже почему-то порадовало. Примерно по истечении часа она отказалась транслировать информацию о расположении стрелок. Внутренний хронометр подсказывал, что в расчёты внутреннего «навигатора» вкралась какая-то ошибка: пробок не было, но то ли не были учтены натёртые ноги, то ли вес груза учтён некорректно – в общем, темп продвижения не соответствовал расчётному, и явно следовало ускоряться. Но под 20–25-ти килограммовым рюкзаком это не так-то просто сделать на втором часе ходьбы.

Московский поезд отправлялся из Абакана с первой платформы. Когда мы вышли на перрон, то нам отрылась живописная картина: нарядные проводницы стоят в дверях своих вагонов с развёрнутыми сигнальными флажками, которые развеваются под набегающим потоком ветра тронувшегося поезда и добрые глаза Учителя в одном из тамбуров, который высматривал нас на платформе. Единственное верное решение, которое я моментально принял в тот день – рассредоточиться и прорываться в разные тамбуры, так как семь человек запрыгнуть в один тамбур на ходу явно не успевали. Насколько я помню, даже «стоп-кран» дёргать не пришлось.

За такую «доставку» группы я не получил нагоняй, хотя можно себе представить состояние руководителя, у которого на поезд домой не попала треть группы (насколько я помню, он оставил второго руководителя дожидаться нас на вокзале, и тот успел вместе с нами сесть в этот поезд в последний момент). Игорь Фёдорович Попов старался создать такую атмосферу, чтобы участники походов самостоятельно анализировали ситуацию и принимали решения. Эта атмосфера доверия и партнёрства нас, 15–16-тилетних, и заставляла тянуться к нему и сплачиваться в один коллектив. Ведь такое отношение сложно было встретить тогда в других окружающих нас социумах – школе, секциях, дворах. Для многих его подход изменил и отношения в семье. Прошло немало лет, а этот день стоит у меня в памяти как вчера...

2018 г.

Об авторе: СМОЛИН Кирилл Александрович, воспитанник туристского клуба «Горизонт» (руководитель – И.Ф. Попов), альпинист-разрядник, велопутешественник, инструктор по горным лыжам, г. Москва

Фото – из архива И.Ф. Попова. Первая фотография – группа «Горизонт» под руководством И.Ф. Попова в походе по Ергакам 1984 года. Кирилл Смолин – на этой фотографии в нижнем ряду, второй справа. На второй фотографии – И.Ф. Попов и Катя Белокоскова в том же походе.


Содержание РР-3(73)-2018
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
09.12.2018, 00:38